131-й Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» наделил их «букетом» полномочий, но резко сократил налогооблагаемую базу, оставив селу лишь малособираемые и низкие налоги. Самостоятельность, о которой мечтало не одно поколение сельской власти, на деле оказалась удавкой на шее большинства сел. Только два процента муниципальных образований в России имеют бездефицитный, самодостаточный бюджет. В их число мазановские не входят, и вряд ли когда-нибудь попадут в ближайшее десятилетие. - Главы сельсоветов хотят работать, умеют работать, - тревожится председатель Мазановского районного Совета народных депутатов Ирина Герман. - Но оказалось, люди болеют за дело не только душой, но и телом И как тут не переживать! Ведь ни у одного сельсовета нет средств (собственных доходов с учетом дотаций) на исполнение 31 полномочия, которыми их наделил 131-й ФЗ. Когда нам на очередном совещании рассказывали, какой это закон хороший, я вот над чем невольно задумалась. Глава Молчановского сельсовета Владимир Васильевич Демидович зиму отлежал в больнице с сердцем, у Людмилы Алексеевны Гаркуша из села Маргаритовка был инсульт. Сильно болеет Ольга Ивановна Швайко, глава сельсовета Дмитриевки: у нее уже вторая группа инвалидности. Инсульт и защемление лицевого нерва у Андрея Андреевича Иванова (Белояровский сельсовет). Хотите еще назову примеры того, как из наших рядов 131-й ФЗ «выбивает» людей? Пожалуйста! С «сердцем» отлежал в больнице мазановский глава Григорий Григорьевич Дуб - сейчас он подал заявление об отставке, будут досрочные выборы. Опять проблемы со здоровьем у Светланы Геннадьевны Горленко, главы Романкауцкого сельсовета. Чему удивляться, если стоит вопрос о ее дисквалификации, хотя не по ее вине в бюджете не хватает денег на все, в том числе и на зарплату бюджетникам. Но прокуратура требует: закон принят - значит надо его исполнять. По большому счету она права, но каково в этой ситуации руководителям сел? А ведь это люди вовсе не старые, а крепкие, полные энергии, желания принести селянам пользу. Кроме финансовых затруднений, коллеги Ирины Герман столкнулись с жесткой позицией районной прокуратуры. Мы все знаем, что бюджеты можно принимать с десятипроцентным дефицитом от собственного дохода. Местные служители Фемиды требуют, чтобы дефицитом считалась разница между расходами и собственными доходами. Но если следовать предлагаемой ими методике, получится, по словам председателя Мазановского райсовета, не 10-процентный, а 840-процентный дефицит! Тогда подавляющее большинство сельских бюджетов в области грубо нарушает Бюджетный кодекс РФ. На конкретном примере Мазановского района началась судебная тяжба: райпрокуратура опротестовывает бюджеты, подает иски в местный суд. Хорошо, хоть последний встал на сторону органов местного самоуправления, но есть еще и областной суд. Словом, точка в этом споре еще не поставлена. А каково в качестве ответчиков быть главам сельсоветов, людям ответственным, законопослушным? Каково получать протесты и предостережения, подписанные прокурором Мазановского района Константином Числиным, с конкретным намеком на возможную дис-квалификацию из-за несвоевременной выплаты зарплаты? Но разве эти люди виновны в том, что деньги на зарплату бюджетникам перечисляются с задержкой, а свободных средств в сельском бюджете при сегодняшнем положении дел в принципе быть не может? Почему? - За всеми расходными полномочиями, - поясняет Ирина Анатольевна, - должны закрепляться доходные источники. А на деле? Изъяты даже те, что были. Еще пять лет назад в консолидированный бюджет района производились отчисления от десяти федеральных и областных налогов. Нормативы отчислений, как правило, составляли сто процентов. Теперь от тех десяти налогов осталось только четыре, причем нормативы отчислений по налогам снижены до минимальных. Например, село может рассчитывать только на десятую часть отчислений по налогу на доходы физических лиц, который еще совсем недавно был основным доходным источником для бюджетов поселений. - Чем же в итоге обернется полученная селами самостоятельность в решении вопросов местного значения? - Если честно, то катастрофой. На каждое полномочие приходится до 1000 рублей - это мизер! Значит, можно говорить не о решении проблемы, а лишь о «создании условий» для исполнения того или иного полномочия, а их в селе уже перевалило за тридцать. Интересная деталь: Москва полномочия органам местного самоуправления добавляет, но ни копейки в уже сверстанный бюджет не прибавилось. Для исполнения 28 полномочий Мазановскому району, к примеру, нужно по меньшей мере еще два бюджета. В селах с их тридцатью одним полномочием ситуация еще круче. О том, что механизм действия 131-го ФЗ не разработан, «Амурской правде» хорошо известно: о ходе реализации этого закона мы писали не раз. Но истинное положение дел в селах оказалось намного сложнее, а главное - ситуация, по всей видимости, безвыходная. Так написано не ради красного словца. В этом корреспонденты «АП» убедились воочию, поездив по селам Мазановского района, встретившись с местными жителями. На уровне сельсоветов было срочно принято около 60 нормативных актов, а на районном уровне - втрое больше. Но чтобы можно было работать дальше по 131-му ФЗ, нужны, в частности, федеральные правовые документы о порядке передачи имущества, о порядке его закрепления в муниципальную собственность. Москвой до сих пор не урегулировано земельное законодательство. Такие проблемы мешают сельской власти быть хозяином на собственной земле, зарабатывать, к примеру, на аренде или продаже имущества. Но все это мелочи по сравнению с главным, которому сельские главы никак не могут найти хотя бы вразумительное объяснение. В 131-м ФЗ нет критерия оказания услуги, то есть нет четкой формулировки самих полномочий. - Мы задаем вопрос финдепартаменту, - рассказывает Ирина Герман, - что означает это абстрактное требование: «содействие в оказании услуг» торговли, бытового обслуживания, связи и т. д. А что следует подразумевать под словами «обеспечение противопожарной безопасности»? В финдепартаменте отвечают: это багор, ведро, огнетушитель. МЧСники же считают: это пожарная машина с дружиной, дежурства, пожарная сигнализация. Если формировать бюджет по первому варианту, достаточно пяти тысяч, а чтобы выполнить требования специалистов по ГО и ЧС, нужно не менее 2,5 миллиона рублей. Выполнимо ли такое для села, где каждая сотня рублей на учете, в полном смысле этого слова. Возьмем, к примеру, недавно введенное полномочие: «организация спасения людей на водах». Вы представляете, сколько нужно средств для создания таких постов с дежурными спасателями, водолазом, лодками, если большинство сел района стоят у рек? Примеры подобной «виртуальности» можно приводить и приводить, называя чуть ли не каждое полномочие, которое отнесено к району или селу. Когда члены Ассоциации муниципальных образований Амурской области решили обсчитать, во что это все выльется в масштабах Приамурья, то вышла запредельная для области цифра: 2,2 миллиарда рублей, а с условиями кредита - даже четыре миллиарда. Причем для расчета сельсоветы брали самые минимальные затраты, типа только стоимость доски и гвоздя для исполнения полномочия об ограждении кладбища, не учитывая труд тех, кто это будет делать. Знаете, что ответила нам Москва на наше, так сказать, служебное расследование? Сократите областные программы, а деньги отдайте муниципальным образованиям. Вот и все, на взгляд высокопоставленных столичных чиновников, решение проблемы. - По закону о местном самоуправлении, - вступает в разговор глава Краснояровского сельсовета Михаил Попов, - мы должны обеспечить экологическую безопасность на территории. Вроде бы здравое предложение. Только как это сделать, если в нашем бюджете всего 1500 тысяч на год жизни пяти сел, а скотомогильник стоит от 700 тысяч до миллиона. Построить эти захоронения нас обязывают полномочия, причем по всем нормам, то есть десятиметровой глубины с гидроизоляцией и т. д. Думали -гадали, как выйти из тупика, и ничего не придумали. Ну, сделаем мы в лучшем случае два скотомогильника на территории сельсовета, а что делать с оставшимися 30 полномочиями? - Уверена, это не единственная «дыра», куда уйдет весь ваш бюджет. - Конечно. Как глава сельсовета я должен позаботиться об уличном освещении, ямочном ремонте дорог местного значения, первичных мерах противопожарной безопасности. Денег не хватает на котельную, развитие культуры и спорта... Мы даже не можем отремонтировать автобусную остановку. Но более всего меня смешит это полномочие: «обеспечение жильем малоимущих граждан, проживающих в поселении». В городах с жильем неразрешимые проблемы, а в селах? Мы не можем принять бесхозное жилье только потому, что нет денег даже для оформления техпаспорта, договора социального найма, не говоря о том, чтобы отремонтировать брошенный дом. Замкнутый круг получается. Михаилу Попову из Красноярова еще повезло: у него «замкнутый круг» получился. А глава Белояровского сельсовета Андрей Иванов сравнил ситуацию на селе после принятия 131-го ФЗ с «удавкой на шее». - Чуть шевельнешься, чтобы свои обязанности выполнить, так сам себя душишь. На исполнение 31 полномочия у нас в бюджете всего 30 тысяч рублей. Так вот, на положенную тысчонку я уже организовал что смог. Только можно ли на эти гроши дорогу отремонтировать, кладбище огородить или спасательную службу создать? Белоярово на пять километров вдоль Зеи растянулось, купаются люди при такой жаре везде с утра и до вечера. А на все это «спасение» я могу лишь тысячу рублей потратить! Если бы весь подоходный налог с физических лиц в сельский бюджет поступал, как раньше, что-то еще можно было бы планировать и делать. Но теперешние 10 процентов - точно удавка на шее! Хорошо хоть клуб успели побелить и покрасить, год-два еще продержится здание. Такое безденежье, хоть клубного работника сокращай! Но нельзя, прокурор протестами да предостережениями засыплет: нарушаете, мол, полномочие о развитии культуры на селе... Сельсоветы - самая близкая к народу власть. Им ли не знать, что нужно селу. Ведь как ни хорош 131-й ФЗ с четко прописанными полномочиями всех ветвей власти, без должного финансирования вся эта вертикаль власти не стоит ломаного гроша. Это жители Мазановского района хорошо понимают, как и то, что именно закон заставляет местную власть работать, мягко говоря, в полсилы. Об утере оживших было надежд говорили мне не только в Новокиевском Увале, Красноярове или Белоярове. «Разве там, в Москве, не понимают, что беспомощная власть на местах может спровоцировать разочарование в государстве?» - спрашивали многие собеседники. И сами же отвечали: - Разочарование властью грозит серьезными последствиями. - В селах все так ухудшилось, что у родителей один-единственный наказ детям: «Не возвращайтесь обратно. Живите где угодно, только не дома». - На выборах мазановцы будут голосовать ногами. Не потому ли Москва хочет убрать графу «Против всех»? - Россия сегодня находится на том же витке исторического развития, что и сто лет назад. Аналогия четкая прослеживается: низы так же не хотят, как верхи не могут. Ситуация один к одному. Мы уже вслух говорим вышестоящему начальству: «Не допустите перегиба, иначе рванет снизу». На дворе ведь не конец 90-х, а 2006 год. Не могу не привести это высказывание Андрея Иванова из Белоярова: - Если мы сегодня не будем отстаивать право сельских жителей на нормальную жизнь, то зачем вообще жить, растить детей, работать? И не могу не напомнить, что этот глава сельсовета на весь 2006 год получил «благодаря» 131-му ФЗ 30 тысяч рублей на исполнение 31 полномочия. Такая «отеческая» забота государства о скромном поселении в Амурской области стоила Андрею Андреевичу трех месяцев больницы с диагнозом «инсульт», «неврит лицевого нерва». В села возвращается смутное время Геннадий Щербина, глава администрации Мазановского района: - 131-й Федеральный закон, с одной стороны, дал полную самостоятельность главам сельсоветов, с другой -нанес жесткий удар по самим поселениям. Все, что сумели сохранить мазановцы в годы реформ (больницы, школы, клубы, библиотеки, ФАПы), сейчас содержать очень трудно. Но если придется уничтожить это - значит село умрет. Я не первый год работаю в райадминистрации и заметил некую цикличность: государство то помогает сельчанам, а то вроде бы изо всех сил стремится превратить наши деревни и поля в пустыню. С 1996 года по 2000-й был очень напряженный, жесткий период. Угля не хватало, зарплата выплачивалась раз в шесть-семь месяцев. Все на нервах, через «не могу». Смутное было то время. Потом заработали федеральные законы, пошли субсидии, пособия. Промышленность чуть поднялась, налогооблагаемая база увеличилась: 50 - 60 миллионов собственных доходов получал район. Жизнь немножко всколыхнулась в селах. И вот опять очередной виток, опять тяжело в экономическом и моральном плане. Люди умные, деловые у нас есть, стараются найти выход, ведь никто ответственности с глав не снимал. Да и сами они дорожат уважением земляков, им ведь тут жить, детей, внуков растить. Не скрою своих чувств: мне искренне жаль глав сельсоветов, которые могли бы многое делать для людей и знают, как это сделать. Но в силу дефицита средств не могут. Селу, где живет самая незащищенная часть россиян, Москва своей «щедрой рукой» оставила самые малособираемые и низкие доходы. Потому опять речь идет о выживании. Опять просим специалистов потерпеть, где 0,5 ставки, а где 0,75 оставляем, лишь бы не закрывать оставшиеся учреждения. Минимизация расходов у нас как флаг на баррикадах: школы на печное отопление переводим, под одну крышу переселяем всю «социалку»... Но жить, вечно затянув пояса, невозможно.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии