- Владыка, что, на ваш взгляд, было наиболее важным в духовной жизни области? - Во-первых, я бы отметил, что сама духовная жизнь области с каждым годом постепенно стабилизируется и улучшается. В этом году у нас прибавилось священнослужителей - теперь мы имеем сорок священников и пять диаконов. В области действуют три монастыря, там возрождается монашеская жизнь. Во-вторых, уходящий год порадовал строительством новых храмов. Мы освятили храм-часовню «Живоносный источник» в Белогорье. Строятся храмы в Серышеве, Архаре, Сковородине, Углегорске, Завитинске. Два здания церкви - в Екатеринославке и Магдагачах - уже почти готовы, на будущий год, даст Бог, мы их освятим. В этом году не успели. Но думаю, что на рождественских каникулах мы это сделаем. - Подводя итоги, нельзя обойтись без вопроса о планах на предстоящий год. - Первая моя забота - увеличить число священников. Вопрос очень трудный: сегодня непросто найти людей для рукоположения в сан диакона, а тем более священника. Сегодня все в большей степени озабочены материальной жизнью. Тех же, кто действительно хотел бы посвятить свою жизнь служению православной церкви, немного. У нас принцип - не гнаться за количеством. Нам нужны люди, которые осмысленно понесут свой крест и будут служить своему народу, думать об Отечестве, воспитывать людей не только в плане духовной жизни, но и в традициях патриотизма. Задачи перед духовенством стоят очень важные, и человек должен им соответствовать. Не хватает у нас священников - у нас всего 40 служителей, а приходов - 53. Люди просят, чтобы у них был свой батюшка. Особенно они нужны в поселках по трассе БАМа, в отдаленных селах. Вторая моя забота - довести до конца строительство новых храмов, чтобы можно было их освятить и служить Богу. - Горожане заметили, что построена часовня на благовещенском кладбище на 17-м километре. Но она пока закрыта, и люди интересуются, почему и кто за нее отвечает. - Инициатором строительства выступила организация, занимающаяся оказанием ритуальных услуг. Они принесли мне чертежи, проекты, я их утвердил. Потом нашелся благотворитель, который построил часовню. Мы ее освятили в честь Вознесения Господня. И дальше встал вопрос о ее эксплуатации, в частности, о том, кто будет хозяином. Я не возражал, чтобы ее хозяином были «Ритуальные услуги», а требы исполнять приезжал бы наш священник. Но благотворитель захотел передать часовню на баланс епархии. Он передал нам ключи, но нам нужны документы на землю и здание, чтобы все было по закону. Думаю, что все это мы получим в начале 2007 года, и тогда часовня будет открыта. - Благовещенская епархия принимает участие в важных общественных инициативах, таких, как восстановление Триумфальной арки, возвращение улицам города исторических названий. Почему вы этим занимаетесь? - История Приамурья и Благовещенска тесно связана с историей православия. Пример тому - Триумфальная арка. Цесаревич посетил Благовещенск, и в честь этого построили арку - это светское дело, но на арке были установлены две иконы. Значит, это памятник не только истории, но и духовной культуры, и это говорит о том, что мы должны были принять участие в возвращении этого памятника. И потом, возвращение исторической справедливости касается нас не только как священнослужителей, но и как жителей своего города и своего Отечества. Мы должны восстановить то хорошее, что было. Поэтому и был создан комитет по восстановлению историко-культурного наследия, который я возглавил. Думаю, что это правильно. Мы хотели показать, что все наши инициативы - не какая-то коммерческая прихоть, а восстановление того, что было построено для нашего города, но в силу ряда причин утрачено. Одним из главных событий года стало 150-летие Благовещенска. А сколько мы положили трудов, моральных, духовных, доказывая вместе с историками и людьми доброй воли, что нужно перенести дату основания города и восстановить историческую справедливость? И нам очень радостно, что история восторжествовала. Возвращение улицам исторических имен - тоже наша забота, потому что это возвращение к истокам. Раньше улицы носили духовные названия, по имени храмов - Благовещенская, Никольская. Это говорило о том, что город на краю России - православный. Ведь в самих именах улиц присутствует благодатная сила. Сейчас даже островам возвращаются старые названия. - После вашего выступления в редакцию позвонили читатели с вопросом, что если следовать логике возвращения исторических имен, то переулок Святителя Иннокентия нужно переименовать в Американский. Что бы вы им ответили? - Нельзя так формально подходить к вопросу, если мы говорим об исторической справедливости. Конечно, в свое время были основания назвать переулок Американским, потому что у нас была американская техника и так далее. Но кто больше сделал для Благовещенска - святитель Иннокентий или американцы? Святитель Иннокентий и генерал Муравьев-Амурский стояли у истоков этого города, это благодаря им город появился на карте России. И для основателей в этом городе даже улицы не нашлось. Разве это правильно? Переименовали Интернациональный, чтобы люди помнили о святителе Иннокентии. Переулок Интернациональный был в любом городе, а переулок Святителя Иннокентия есть только у нас. Когда в рекламе или по радио называют адрес - переулок Святителя Иннокентия, - по-моему, звучит красиво. И это о многом говорит для всех - и для верующих, и для неверующих. Кстати, в Чите восстанавливают дом, где жил святитель Иннокентий, на доме будет мемориальная доска. И там все идет без всяких стрессов. - Владыка, мы беседуем в канун Нового года, поэтому хочу задать вам новогодний вопрос. Что из добрых российских традиций вам хотелось бы вернуть в сегодняшний день? - Для детей олицетворение новогоднего праздника - Дед Мороз. Я бы вернул Деда Мороза из своего детства или более старых времен. Я хочу, чтобы он приходил к детям, но чтобы это не был шаблонный персонаж, чтобы он не говорил каких-то избитых слов. Сегодня Дед Мороз - это бизнес, их заказывают на дом, и бывает, приходит такой новогодний герой уже навеселе, вместо маленькой внучки Снегурочки какая-то взрослая раскрашенная кукла. Разве это нужно детям, ждущим чуда? Новогодние елки для детей, подарки и Дед мороз - эта традиция благословляется православной Церковью. Она направлена на радость детям, ведь воспоминания о детстве должны быть радостными. В этом году мы по традиции проведем три архиерейских елки. Первая пройдет 7 января в театре актера и куклы, вторая - в кинокомплексе «Благовещенск», третья - в детском доме поселка Садовый. - Что вы пожелаете нашим читателям в канун Нового года и Рождества? - Хочу сердечно всех поздравить и пожелать в новом году великих и богатых милостей от Господа, чтобы мы жили с надеждой, что наша жизнь будет улучшаться, и чтобы мы помогали друг другу делами милосердия и любви, которых требует наше общество. В эти дни церковь вступает в самое торжественное время - предрождественские праздники. 7 января мы будем отмечать Рождество Христово. Сердечно поздравляю всех с этим светлым радостным праздником - праздником мира. Мы знаем, что ангелы воспели: «Слава в вышних Богу и на земли мир». И я хотел бы, чтобы люди в своих душах этот мир почувствовали. Пожелал бы, чтобы свет Вифлеемской звезды, который освещал путь волхвам к новорожденному Богомладенцу, и нам освещал путь в жизни, приводя нас к познанию веры и истины, исполнению всех наших желаний. Пусть праздник будет для нас радостным и веселым.
Архиепископ Гавриил: «Новогодние елки и Дед Мороз благословлены Церковью»
Общество2006-й год для Благовещенской епархии был насыщенным, и это дает право архиепископу Благовещенскому и Тындинскому Гавриилу говорить о нем как о «благословенном 2006-м». О том, что важного произошло в духовной жизни Приамурья, владыка Гавриил рассказал корреспонденту «АП».
Фото: Архив
Амурская правда
от 28.12.2006
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии