Сегодня учебники «клепают» все, кому не лень, - признали наконец в министерстве образования. Второй год учебники, прежде чем попасть в классы, проходят экспертизу в специальной комиссии РАН и Российской академии образования, причем состав экспертов ежегодно обновляется. К примеру, перед нынешними экспертами поставлена задача проверять школьную литературу на соответствие образовательному Госстандарту, современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям школьников. Кроме того, учебники должны обеспечивать преемственность в изучении предмета. Только при соблюдении этих условий издатель может получить вожделенный гриф «Рекомендовано» и «Допущено». В ходе прошлогодней экспертизы выяснилось, что лишь пятая часть учебников, издающихся в России, пригодна для использования в школе. К слову, именно они и были рекомендованы Минобрнауки на 2007 - 2008 учебный год и вошли в федеральный перечень. Чаще всего грешат «ляпами» история, обществознание, география. Так, в одном из учебников географии Индия была названа материком. В другом население России уменьшили до 14,2 миллиона (издатели не заметили вкравшуюся в цифры запятую). В учебнике по литературе перепутаны даты жизни и смерти Пушкина. В одной из книг было написано, что декабристы - это первые террористы России. Изгоняются из учебных параграфов народники и анархисты. В учебниках по истории России почти нет Украины, Белоруссии, Кавказа. Их история подается только как часть истории Российской империи и Советского Союза. В амурских школах с федеральным перечнем уже ознакомились и готовят заявки. - Уже на этой неделе проведем совещание со школьными библиотекарями, - рассказала специалист комитета по образованию Белогорска Тамара Гончаренко. - Изучим перечень, посмотрим, чем он отличается от прошлогоднего, проанализируем его «плюсы», «минусы» и начнем работать. Какие конкретно учебники нужны, педколлективы определяют сами. Единственное, что ограничивает свободу, - финансы. Белогорским школам на приобретение учебников на будущий учебный год городской бюджет выделяет порядка одного миллиона рублей: кто-то заказывает на 100 тысяч, кому-то достаточно 70. К качеству у амурских педагогов тоже есть серьезные претензии. - В прошлом году заказали два комплекта учебников по «Мировой художественной культуре» для старших классов, - рассказывает завуч по методработе 25-й благовещенской школы. - Однако преподаватель, которая их заказывала, ознакомившись с содержанием, сказала: «Безобразно». В текстах были не только фактические, но и речевые ошибки. Это учителя могут относиться к таким вещам критически, а дети воспринимают учебник как истину. Немало нареканий у наших педагогов и к учебникам истории. Авторы, возмущаются учителя, до сих пор не могут определиться с интерпретацией событий. Школьники, конечно, должны уметь критически мыслить, но нужно знать и факты, считают в 25-й школе. Но авторы учебников почему-то считают, что дети должны рассуждать и делать логические умозаключения чуть ли не наравне с учеными. - Было бы проще, если бы не было такого изобилия образовательных систем, - заметили в управлении образования Благовещенска. - Но в Законе «Об образовании» четко сказано, что школа имеет право выбирать, а мы можем только рекомендовать. Даже такой консервативный предмет, как математика, не избежал всеобщей «лихорадки». - Сегодня библиотеки благовещенских школ забиты учебниками математики под редакцией Колмогорова. Хороший, добротный учебник, а мы тратим деньги на приобретение новых. Но качество-то знаний от этого не улучшится! И теорема Пифагора не перестанет быть теоремой Пифагора, если ее будут изучать по разным учебным пособиям. Нередки случаи, когда не только в школах, в параллельных классах дети изучают один и тот же предмет по разным учебникам: здесь все зависит от учителя, ведущего предмет. право выбора учебника принадлежит ему. В результате возникают проблемы в старших классах (после 9-го, как правило, начинается уплотнение и количество параллелей сокращается) или при переходе ученика из одной школы в другую. - Чтобы избежать подобной «чересполосицы», на городских методобъединениях ориентируем учителей на то, чтобы вариантов учебников по одному предмету было не 7 - 8, а хотя бы не больше трех, - говорит Тамара Гончаренко. -По химии вообще перешли на одного автора: все белогорские школы работают по Габриэляну. Это позволяет хоть как-то упорядочить процесс и соблюсти преемственность, что немаловажно при поступлении в вузы. Зато учебники по черчению, ИЗО, трудовому обучению разнообразием, наоборот, не балуют. Выбирать практически не из чего. Вариативность - палка о двух концах, резюмируют педагоги. Однако возвращаться к старой, «советской» системе, когда учебник был един и неделим, как СССР, учителя тоже не хотят: школы должны иметь право выбора программы и учебника. Просто нужно подходить к этому более взвешенно и разумно. Впрочем, считают и педагоги, и чиновники от образования, двухлетний «эксперимент» не прошел даром. Ситуация стабилизируется. Единственное, что удручает абсолютно всех: бесконечные переиздания одного и того же учебника. - Издатели постоянно что-то дописывают, правят, переделывают, - жалуются наши учителя. - В результате в школе одновременно в «ходу» оказываются учебники разных годов выпуска. Отрегулировать эту ситуацию практически невозможно: большинство учебников поступают в школы с опозданием, после того как учебный год уже начался. Издателям такое положение дел выгодно, но мы от этой вакханалии уже устали. В ближайшие годы Минобразования намерено сокращать количество издательств, выпускающих учебную литературу для средней школы. Оставшимся будут выдавать разрешающие сертификаты. Кстати, на рынке учебной литературы работает сегодня больше 95 издательств. Но издательств, чья литература вошла в федеральный перечень, осталось 39. Хотя два года назад их было почти сто.