В следующем году на берегу Амура было построено здание заставы, оно сгорело. Рассказывают, не по злому умыслу, а скорее из-за оплошности. Тогда не было такой «глухой» проволоки, как теперь. Китайцы жили себе, а мы себе. На нашей стороне их почти и не было. Были только контрабандисты, вроде нынешних - те, что в одном месте покупают, а в другом продают. Торговали они всякой всячиной. Чаще всего их называли спиртоносами. Потому как, кроме ниток, иголок, липучек (вроде жвачки тягучей и с маком), цветочков, они торговали спиртом и водкой. Кстати, те же липучки китайцы нередко просто меняли на хлеб или калачи. На той стороне Амура был небольшой кабачок, где также продавались спиртное и тот же набор мелочей. Марковцы частенько туда ходили. Однако контрабанда есть контрабанда, поэтому спиртоносов зачастую задерживали пограничники. Товар обычно отбирался, а самих нарушителей отправляли в Благовещенск «для выяснения». Китайцы свою границу не охраняли. У марковцев на той стороне даже пасся молодняк. Сено там же заготавливали и по ягоды ходили на тамошние пади. Наши девчата запросто переходили на ту сторону. Обычно там набирали конфет, а китайцы - большие хлебосолы - еще и одаривали их разной мелочью. Правда, девчат наших китайцы за себя не брали, да наши не особенно-то желали. Надо заметить, что и за пограничников марковчанки не очень-то стремились выходить - кому охота далеко уезжать от отчего дома? В то время по Амуру ходило много пароходов. Марковцы занимались делами традиционными - пахали, сеяли, гоняли по Амуру плоты. Отец мой служил на реке фонарщиком, а муж - водомером. В общем, река жила, службы нужны были, и люди были заняты. Люди в селе, как водится, разные. Жили и бедные, и середняки. Были побогаче. Этих раскулачивали - и в тайгу. Самыми зажиточными считались те, у кого по 5 - 6 коров, 4 - 5 лошадей, молотилки-сноповязалки и плуг... с сиденьем. Это уже верх роскоши. Таких богачей гнали в тайгу семьями. Но чаще зажиточные семьи не ждали, когда их «пригласят» в колхоз, а разбирали дома и сплавом уходили вниз по реке, рассчитывая, что туда колхозное «счастье» доберется нескоро. В целом же селяне жили дружно и новому не противились.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии