В фойе БГПУ, где собрались педагоги, представители школ-миллионеров развернули презентации своих проектов. Журналист «АП» выяснял, что для них означает «качество образования» и пригодится ли для его совершенствования президентский миллион. Экономика - со 2-го класса Евгения Алексеевна Концевая, директор начальной школы N 5 Шимановска: - У нас начальная школа. Было трудно победить - у нас нет некоторых параметров, свойственных средним школам, например, у нас нет медалистов. Представляете, сколько же нам нужно было набрать баллов, чтобы конкурировать наравне с остальными. Школа небольшая - 250 учащихся. Наш проект называется «Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе начальной школы». Все начинается с детства, и оттого, каким мы выпустим ученика начальной школы, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь. Поэтому наш выпускник должен быть компетентен во всех областях начального образования. Он должен уметь адаптироваться к жизни. Читать-писать - это само собой. Мы должны выработать в нем такие качества, которые помогут ему в средней школе установить взаимоотношения и с педагогами, и с другими ребятами. В школе работают психолог, валеолог, они ведут специальные занятия по подготовке к жизни. Мы должны научить ребенка выбирать то, что ему по душе. Чтобы ему не навязали ничего ненужного, а он сам сумел правильно выбрать свой жизненный путь. Учить этому надо в начальной школе, потом - поздно. Какая еще начальная школа может похвастаться таким набором предметов? У нас со 2 класса преподаются экономика, информатика, английский и немецкий язык (на выбор), хореография. Работают театральная студия, два вокальных кружка, имидж-студия. Ребенок ведь должен уметь себя преподносить. Есть спортивный кружок. На полученный грант приобрели логотерапевтический комплекс. Ведь ребята сейчас приходят в начальную школу с недоразвитием речи. У нас замечательный логопед, сейчас она поедет на курсы. Если ребенок заикается, картавит или ему сложно связать в кучу два слова - ну как он будет учиться дальше? Это же сплошные комплексы. Надеемся, что эта проблема будет снята. Мы ведем мониторинг, в прошлом году из 39 медалистов Шимановска большинство были наши выпускники. Наших с удовольствием берет любая школа. Они очень активные, везде участвуют и занимают призовые места. Дети не могут сами по себе быть талантливыми - у нас талантливые педагоги. Наша школа образовалась в июне 1993 года, в то время, когда закрывались детские сады. Тогда и пришла эта идея. Здание освобождалось, а в помещении средней школы ученикам было тесно. И тогда начальную школу отселили. Считаю, что это было правильное решение. Такой начальная школа и должна быть - уютной, маленькой. У нас некоторые ребятишки зимой босиком ходят, потому что в школе тепло и чисто. Эстетика с информатикой Татьяна Анатольевна Войтенко, директор гимназии искусств Белогорска: - Цель нашего проекта «Гимназия-net» - создать условия для внедрения информационно-коммуникативных технологий как важнейшего фактора в повышении качества знаний. Как информатизация сочетается с эстетическим воспитанием, которое гимназия ставит во главу угла? Но ведь без компьютеров дети сегодня как без рук, дизайн автомобиля, дизайн одежды (ими занимаются наши ученики) - все это выполняется на экранах мониторов. Информационные технологии - это веяние времени. 50 процентов наших выпускников связывают себя с искусством, а другие поступают в самые разные вузы, начиная медицинской академией и заканчивая школой милиции. Мы выращиваем творческую личность, помогаем таланту раскрыться. А потом выпускник может стать кем угодно - учителем, слесарем, продавцом. Качество образования, на мой взгляд, зависит от того, насколько мы можем воспитать человека, который нужен обществу, который найдет себя в нем. Или, в крайнем случае, сможет приспособиться к этому обществу. К мнению директора гимназии присоединяется заместитель Нина Викторовна Николаева, куратор проекта «Гимназия-net»: - Когда мы говорим «гимназия искусств», акцент почему-то делается на слове «искусств», но ведь на первом месте стоит «гимназия». То есть мы даем гуманитарное образование, и это главное направление деятельности нашего образовательного учреждения. И сделать его более качественным - цель нашего проекта. Мы знаем, что дети намного опередили взрослых во владении компьютером, информационно-коммуникативными технологиями. Поэтому от учителя требуется переосмыслить свою роль в школе. Наша задача - повышение квалификации учителей именно в области информационно-коммуникационных технологий, а уж затем изменение самой сути образовательного процесса в нашем учреждении. Конечно, планируем многое. «Гимназия-net» - это проект будущего. Это еще и внедрение здоровьесберегающих технологий, поскольку работа перед монитором, к сожалению, связана с утратой зрения и осанки. Час на физику - это преступление Юрий Иванович Каралаш, директор архаринской школы N 1: - Я председатель совета директоров инновационных школ Амурской области, у нас есть ассоциация «Развитие». Сначала в нее входили 9 школ, теперь - 20. И 90 процентов этих школ получили гранты в прошлом и нынешнем годах. Наш проект связан с психологическим сопровождением образовательного процесса, мы много работаем над этим, поэтому и качество знаний у нас высокое, хотя школа самая обычная. Мы поддерживаем тесную связь с вузами. И у нас стопроцентное поступление детей - для сельской школы это приличный результат. Миллион потратили на приобретение лингафонного кабинета, 17 компьютеров. Теперь у нас в каждом классе есть компьютер и мульмедийный проектор. Оборудованием мы обеспечены, база наисовременнейшая. В школе работает группа психологов. У нас на каждого ученика, если где-то какая-то задержка в обучении, разрабатывается индивидуальный маршрут. Отсюда и качество. А самое главное - у нас замечательные учителя, очень хорошая команда. Если бы ее не было, я бы ничего не сделал. Поделюсь проблемой, которая меня волнует. Мы, учителя, научились хорошо учить. Но возникло противоречие между школой и нашими управляющими органами - мы умеем учить, но не знаем, чему. Представьте, в 10 классе на физику отведен один час, на химию - один час. А развитие страны сегодня зависит именно от этих наук. Чему же можно научить за один час в неделю? Это настоящее преступление перед будущим. Я академик Российской академии творческой педагогики, на ближайшем совещании в Москве буду выступать и поднимать этот вопрос. Они возвращаются Татьяна Викторовна Дедышева, директор школы с. Бомнак Зейского района: - У нас проект «Школа - этнокультурный центр села». На базе образовательного учреждения мы организовали кружки по внеклас-сному развитию с эстетическим уклоном, включением национального компонента. Так как национальная культура вымирает, на базе школы пытаемся ее возродить, чтобы дети знали свои корни. Среди учеников процентный состав эвенков больше, чем русских. Дети занимаются работой с мехом, вышиванием, бисероплетением, выжиганием по дереву, национальными танцами. Миллион потратим на оборудование и материалы - интерактивная доска, мультимедиа, компьютеры, выжигатели по дереву, бисер и на курсы для учителей. Качество образования для нас - это не только отличники и хорошисты, это обучение и воспитание. Часть наших выпускников поступают в Санкт-Петербургский институт имени Герцена, где обучаются малые народы Севера, в амурские вузы. Очень многие по окончании их возвращаются в Бомнак. У нас в педколлективе 18 человек, 12 - наши выпускники. Но не только к нам они возвращаются - наши работают и в детсаду, и в больнице. Возвращение ребят в родное село тоже говорит о качестве образования. Тренажеры на четыре села Нина Павловна Кудяк, директор школы с. Томского Серышевского района: - Мы предполагаем сделать в районе школу здоровья «Вдохновение», в которой будем оздоравливать не только наших детей, но и ребят из близлежащих деревень. На деньги от нацпроекта приобретаем кабинет БОС (биологической обратной связи), он уже к нам поступил, и с 1 сентября начнем работу. Приобрели спортивные тренажеры для зала и улицы. Сельские дети даже если и здоровее городских, все равно с каждым годом их здоровье ухудшается. У них тот же сидячий образ жизни, что и у городских. А мы с помощью нацпроекта сумеем сдвинуть с мертвой точки эту проблему. Летом на базе нашей школы мы откроем детский оздоровительный лагерь и примем туда детей не только из Томского, но и из близлежащих Бочкаревки, Белогорки и Лебяжьего. Нацпроект - существенная поддержка для нас. И внимания к школе больше стало, родители заинтересовались, их волнует, что для детей что-то делается. Когда разрабатывали проект, казалось, что миллион рублей - это так много. Но когда потратили, выяснилось, что и миллион имеет свойство заканчиваться.