Фото Амурской областной филармонииФото Амурской областной филармонии

Сразу понял: балалайка — это судьба

А всё началось довольно банально: однажды мама пришла с работы и объявила маленькому Диме с сестрой, что они должны выбрать, чем хотят заниматься. Сестра записалась в хореографическую школу, а Дима решил поступить в музыкальную. Конкурс 5 человек на место не оставил шансов обучиться игре на фортепиано. И тогда семилетнему Диме предложили научиться играть на балалайке. Молодой педагог Сергей Васильевич Журавлев набирал класс балалаечников, куда и попал будущий солист Амурской филармонии.

— Наверное, это была судьба, — вспоминает Дмитрий Вячеславович. — Мой педагог оказался суперспециалистом, энтузиастом своего дела и сумел привить любовь к народному инструменту, увлечь на всю жизнь. Мне было интересно всегда, и я искренне не понимал, как можно пропустить занятия по сольфеджио, музыкальной литературе или иные. Когда другие мальчишки бросали музыкальную школу, я усердно занимался на инструментах. После пяти лет занятий в музыкальной школе продолжил обучение у своего педагога на уроках специальности.

«Пусть у тебя будет фрак с бабочкой»

После школы Дмитрий и не думал о музыкальной карьере, решил получить серьезную специальность и легко поступил на физмат — на «бюджет». Но уже на первом курсе понял, что музыка его не отпускает. Пришел в деканат и забрал документы. К счастью, родители поддержали решение первокурсника, отец даже сказал: «Моя рабочая одежда всю жизнь была спецовкой, а у тебя будет фрак с бабочкой».

— Мой педагог Сергей Васильевич тоже поддержал меня и помог подготовиться. В то время он уже работал преподавателем в Хабаровском институте культуры, и я поступил к нему на курс. В общей сложности проучился у него 15 лет. И всё, что я сейчас умею: мыслить, трактовать произведения, работать над сложными местами, заниматься аранжировками — это благодаря ему.

В Благовещенск всегда хотелось вернуться

В студенческие годы Дмитрий начал много гастролировать и однажды на гастролях по Якутии встретил свою любовь. Юля тоже играла в оркестре. Желание быть рядом с любимой повлияло на выбор будущего места работы. Молодые решили остаться там, где уже работала будущая жена, — в Государственном концертном оркестре Якутии.

— Родителям объявил, что женюсь и уезжаю в Якутию — ухожу во взрослую жизнь, — улыбается Дмитрий. — Юля сначала играла на домре, а потом работала дирижером и директором в Государственном концертном оркестре Якутии. Но если бы в Хабаровске был оркестр народных инструментов, то мы бы не уехали. Я проработал 19 лет в оркестре Якутии. Когда решили переехать, то без колебаний выбрали Благовещенск. Хотя предложения поступали со всей страны. Я не знаю, как это объяснить, но после гастролей в Благовещенске всегда хотелось туда вернуться. В амурской филармонии умеют встречать гостей, создавать условия, работает очень профессиональная команда. После встречи в 2024 году с Ольгой Николаевной (О. Н. Смирнова — директор филармонии) мы приняли решение переехать и уже отработали целый сезон. Дочь сейчас учится в Амурском колледже культуры, пошла по нашим стопам и, как мама, играет на домре. Мне нравится, что она очень увлечена тем, чем занимается, энтузиаст своего дела.

«Надеюсь, что в Благовещенске появится свой оркестр»

Дмитрий Шевцов гастролировал в Америке и Европе,но для жизни и творчества выбрал Амурскую область. Фото Амурской областной филармонии

Есть у одного из лучших балалаечников страны мечта — создать в Благовещенске оркестр народных инструментов. Музыкант уверен, что на границе обязательно должны звучать русские инструменты и русская народная музыка. В январе 2025 года Дмитрий Шевцов стал руководить ансамблем Амурского народного хора.

— Возможно, ансамбль Амурского народного хора и станет основой для будущего оркестра, — мечтательно восклицает музыкант. — Считаю, что звезды сошлись, и мы с супругой здесь не просто появились, основа для будущего оркестра уже есть. У нас огромный опыт, наработанные контакты с ведущими коллективами страны, у Юли прекрасный административный и дирижерский опыт. В городе есть отличные музыканты, солисты. Но необходимо решить некоторые административные моменты: нужны помещения для репетиций, ставки для музыкантов. Осталось всё аккумулировать и сделать так, чтобы у нас появился не просто ансамбль, а оркестр народных инструментов. Здесь прекрасная публика, в городе любят джазовое, эстрадное направление, много танцевальных коллективов — не хватает только оркестра.

Соло на трех струнах

Спросите любого о неофициальных символах русской культуры, и вам обязательно назовут: балет, балалайку и матрешку. Но часто ли мы слышим наш национальный символ и много ли знаем о нем, кроме того, что когда-то на балалайке играли скоморохи да пели веселые частушки?

— Сейчас уже больше 20 лет как существует понятие классической балалайки, на которой можно сыграть абсолютно любую музыку, включая классику, — рассказал Дмитрий Вячеславович. — Современные русские композиторы, такие как Ефим Подгайц, Михаил Броннер, Александр Чайковский и другие, очень популярны во всем мире. Они обращают внимание именно на народные инструменты. И если раньше писали академическую музыку только для симфонических оркестров, то в последние годы создается очень много произведений именно для балалайки и домры. На балалайке я могу играть джаз, рок, эстраду, но ближе всего мне академическая музыка. В ней есть содержание, смысл, идея. Уверен, что академическая музыка очень глубокая и вмещает в себя всё: от классики и экспериментального авангарда до обработки народных мелодий.

Амурский музыкант и сам занимается аранжировками и написанием музыки. Начал пробовать различные наброски будучи еще подростком, а потом сделал «Фантазию на тему Николо Поганини»: соло для балалайки. Просто озарение нашло. Показал педагогу в аспирантуре. А сейчас эту фантазию играют во всех консерваториях и на многих конкурсах.

— Недавно в Воронеже на конкурсе следом за моим выступлением на сцену вышел балалаечник из Казанской консерватории — с моим произведением. Очень сильно он волновался, ведь перед ним был сам автор, — улыбается Дмитрий. — Но если честно, сочинением музыки мне пока заниматься некогда. Моя главная идея, которую я сформировал себе еще подростком, — это выходить на сцену. Делаю аранжировки для ансамбля народных инструментов Амурского народного хора, готовим в новом сезоне серию концертов с фортепиано. Концерты, каждый раз с абсолютно новой программой, пройдут в камерном зале в октябре, феврале и 23 июня 2026 года — в Международный день балалайки.

Могу «Металлику» сыграть на балалайке

Фото Амурской областной филармонии

Бытует мнение, что молодежи сейчас интересно всё. Но привлечь юную аудиторию на концерт народных инструментов — не такая уж простая задача. Несмотря на возрастающую популярность балалайки, молодежь не спешит на концерты народных инструментов.

— Мне думается, чтобы ориентировать молодежь, нужно разговаривать на ее языке, сначала привлечь внимание, — уверен специалист. — А когда понимаешь, что тебя слушают, ненавязчиво можно обучать. Мы, например, можем «Металлику» сыграть на балалайке, и подросткам это интересно. Сначала шок: как это, балалайка — и вдруг рок! Потом восхищение, а потом эти же дети приходят на академический или эстрадный концерт. Конечно, это большая воспитательная работа на государственном уровне. Но я уверен, что музыка — это мощнейший инструмент воздействия на сознание. Балалайка подсознательно всегда ассоциируется с Россией. И когда ты выходишь и показываешь, что на трех струнах можно сыграть хорошую музыку, да еще на высоком исполнительском уровне, то начинаешь себя ощущать частью глобальной культуры. А у людей вслед за восхищением народной музыкой просыпается уважение к истории, культуре, патриотизм.

Возрастная категория материалов: 18+