«АП» решила выяснить, кто и при каких обстоятельствах должен платить за испорченный товар. Детская неожиданность С развитием многочисленных сетей супермаркетов в прессе и на ТВ стала появляться информация о том, какие права и обязанности имеют их клиенты и работники. В частности, не раз приходилось слышать, что случайно поврежденный товар покупатель оплачивать не обязан. Однако на деле все происходит иначе. Недавно наш корреспондент стал свидетелем сцены, которая показала, что у работников супермаркетов есть своя точка зрения на права потребителя. В вечерний час пик в одном из благовещенских дискаунтеров молодая мама заполняла свою тележку вместе с малышом примерно двух лет. Неожиданно ребенок метнулся к одному из прилавков, толкнул тележку, и та ударилась о металлическую стойку с минеральной водой. Несколько стеклянных бутылок разбились вдребезги. Пока расстроенная мамочка ругала своего неловкого «помощника», к ней подошла администратор в сопровождении двух охранников и предложила заплатить за «погибшие» ессентуки, пояснив поучительным тоном, что если покупатель приводит с собой детей, то он должен за ними смотреть. Женщина виновато достала кошелек и расплатилась. Спорить с администратором она даже не попыталась, хотя, как оказалось, имела на это полное право. Право на неловкость Руководитель отдела по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции и защите прав потребителей администрации Благовещенска Галина Трюхан утверждает, что в случаях, подобных тому, что произошел с мамой и ее сыном в дискаунтере, исход может быть только один: покупателю позволяют беспрепятственно покинуть супермаркет, а все расходы, связанные с порчей товара, магазин берет на себя. Так требует закон. - Вопросы, связанные с риском случайной гибели товара, разъясняются в статьях 211 и 459 Гражданского кодекса Российской Федерации, - комментирует Галина Петровна. - В кодексе четко прописано, что по закону ответственность за случайно испорченный клиентом товар несет продавец. То есть если вы нечаянно выронили из рук бутылку шампанского или, пытаясь дотянуться до стеклянной банки с огурчиками, ненароком зацепили соседнюю банку, или, нагнувшись за товаром, полой расстегнутого пальто «смели» что-нибудь с противоположной полки, то за «погибшую» таким образом продукцию вы платить не должны. Если работники магазина требуют от вас компенсации причиненного ущерба, смело им отказывайте. Закон на вашей стороне. Заметим, что правила, прописанные в законодательстве, распространяются абсолютно на все торговые точки. Право клиента на неловкость будет действовать и в супермаркете, и в обычном магазине, и в торговой палатке, а товар может быть как продовольственным, так и «несъедобным». Единственное условие - все должны быть уверены в том, что он пострадал случайно. Стоит помнить и о том, что если бутылка или банка выпала из ваших рук после того, как вы за нее уже заплатили, то в таком случае возмещать ее стоимость продавец вам не обязан. Охрана не всесильна Между тем, как показывает практика, порой уйти из супермаркета, не заплатив за разбитую бутылку коньяка, может оказаться совсем непросто. Рачительный администратор магазина попробует взыскать с вас его стоимость, и беседовать он с вами будет в присутствии охранников. Нередко этот прием действует, и покупатель рассчитывается за товар, не желая вступать в конфликт с суровыми стражами. Клиенты редко отдают себе отчет в том, что полномочия магазинного охранника, приписанные ему законом, не так уж и широки. - В соответствии с законом о частной детективной и охранной деятельности в РФ, сотрудник ЧОПа не имеет права силой удерживать клиента, - поясняет Галина Трюхан. - Охранник может задержать только лицо, подозреваемое в посягательстве на охраняемую собственность, и при этом обязан незамедлительно передать его в милицию. Покупатель, случайно испортивший товар, - не злоумышленник. Поэтому, если охрана не выпускает из магазина, он вправе сам вызвать милицию и пожаловаться на действия сотрудника ЧОПа. Разойтись по-мирному Обратиться в милицию, составить протокол или даже подать на обидчика в суд - права, которыми наделен российский потребитель. Однако специалисты рекомендуют не доводить дело до серьезного конфликта и по возможности решать все вопросы мирным путем. Тем более что руководители местных дискаунтеров уверяют, что заинтересованы в этом не меньше. - Мы четко осознаем, что закон на стороне потребителя, - призналась «АП» директор одного из супермаркетов «Кэш энд Кэрри». - До тех пор пока клиент не заплатил за товар, последний является собственностью магазина. Поэтому, даже если он что-то случайно испортит, заставить его возмещать стоимость товара мы не будем ни при каких обстоятельствах. Другое дело, если клиент сам пожелает заплатить за разбитую банку или бутылку. Препятствовать этому желанию мы также не будем. Директор дискаунтера «Авоська» также заверила нас, что конфликты по поводу порчи товара в ее магазине - большая редкость. Обычно, по ее словам, вопрос о том, кто будет платить за «гибель» продукции, споров не вызывает. Мелкие убытки, как правило, покупатель возмещает, не дожидаясь просьбы сотрудников, хотя по закону мог бы этого не делать. - Мы знаем о том, что прописано в законе, и, на наш взгляд, не все в нем так правильно,- выражает свою точку зрения руководительница. - К примеру, если человек шел к кассе и выронил бутылку пива, в чем здесь вина продавца? Хорошо, что люди сами это понимают и оплачивают продукцию, мы даже рта раскрыть не успеваем. Другое дело - когда в том, что товар поврежден, есть наша явная недоработка. Так, недавно женщина покупала торт, и коробка, которую она взяла, оказалась неплотно перевязанной. Торт упал, и мы его тут же заменили. Ситуации бывают разные, и выходим мы из них по-разному. Но в любом случае, если клиент не намерен платить за испорченный товар, мы никогда не будем его к этому принуждать. Проще записать себе в убытки.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии