Первый — министр финансов США Тимоти Гейтнер — заявил о том, что юань играет важную роль в стабилизации мировой экономики. Второй — глава китайского Industrial and Commercial Bank of China Стэнли Вонг — высказался о планах страны до 50% китайского экспорта перевести на расчеты за юани.
Выслушав их, эксперты пришли к выводу, что китайской валюте готовится почетная роль новой международной расчетной, а возможно, и резервной валюты. Что самое примечательное, Банк России также готов поддержать юань в новой роли. Пока не определены основные постулаты будущего китайской валюты, можно построить несколько предположений на этот счет.
Предположение первое: курс юаня отпустят в свободное плавание. Возможно, уже в скором будущем стоимость валюты КНР не будет зависеть от колебаний курса доллара. Долгое время юань был жестко привязан к доллару США с соотношением 8,28 юаня за доллар. В середине 2005 года власти КНР несколько укрепили позиции своей валюты, установив привязку 8,11 юаня за доллар и введя лимиты дневного колебания курса.
В конце апреля на заседании Экономического клуба Вашингтона министр финансов США заметил, что «эволюция режима обменного курса в Китае продолжается». Это можно трактовать как прямой намек на то, что жесткий контроль со стороны государства над юанем может несколько ослабнуть. «Эволюция обменного курса» может означать и переход к более широкому валютному коридору, когда курс юаня сможет расти и падать на несколько процентов в день. Не исключено, что китайцы перейдут к полноценному рыночному ценообразованию для своей валюты.
Предположение второе: юань станет новой региональной, а затем и международной расчетной единицей. Предпосылки к этому появились давно. Достаточно сказать, что банки Благовещенска и Хэйхэ с 2003 года получили право вести расчеты между собой в рублях и юанях. Позже действие такого рода соглашения распространили на все приграничные территории Китая и России. Более того, в мае 2009-го представители Китая заявили о беспрецедентном шаге: переход на расчеты в юанях с партнерами из Гонконга. На что эксперты заметили: более 90% экспорта китайских товаров проходит именно через «реэкспортные ворота» Гонконга. В Азиатско-тихоокеанском регионе, где Китай является лидером в торговых отношениях, юань без труда может получить статус региональной валюты. Вполне вероятно, что не за горами и получение китайской валютой статуса СКВ (свободно конвертируемой валюты). В этом случае юани будут приниматься во всех уголках мира. Не зря утверждают, что у доллара появляется серьезный конкурент.
Россия также поддержала своего азиатского соседа. По сообщению «Российской газеты», заместитель председателя Центробанка Виктор Мельников заявил, что ЦБ готов поддержать переход расчетов на юани на всей территории России. Причем решение может быть принято уже в мае. Это означает, что для расчетов с китайскими партнерами российским компаниям не придется использовать кросс-курс (когда курс юаня к рублю определяется через долларовые оценки). Валютные риски будут снижены. Более того, стоит ожидать новых предложений от банков. Так, амурчанам уже предлагают мультивалютный вклад, предполагающий сбережения в долларах, евро и юанях. Можно будет рассчитывать и на кредиты в валюте КНР.
Третье предположение: юань будет медленно, но верно укрепляться. Предсказывать курс любой валюты дело неблагодарное. Особенно если это касается стоимости национальной валюты коммунистической страны, такой, как Китай, где рыночные законы под контролем государства. И все же есть несколько причин как для усиления, так и для постепенного ослабления курса юаня. В пользу роста говорит тот факт, что правительство Китая давно осуждали за искусственное сдерживание курса. Для того чтобы юань обрел официальный статус региональной валюты и упрочил свои позиции, его реальную стоимость должны будут постараться по максимуму приблизить к рыночному курсу. Считается, что на сегодняшний день стоимость юаня занижена по отношению к другим валютам.
С другой стороны, сильный юань невыгоден китайским экспортерам. Возможно, то укрепление доллара, что произошло за время кризиса и, соответственно, привело к укреплению курса юаня, изрядно подточило непоколебимость взглядов китайских политиков. И они решили постепенно отвязать курс юаня от доллара именно из-за такого устойчивого роста курса валюты США в последнее время. Для экспорта китайцам нужен именно слабый юань. Именно дешевый юань привлекает инвесторов в страну, именно он определяет дешевизну китайской рабочей силы.
Хотя и тут не все просто. По последней информации, китайская экономика в I квартале 2009 года, несмотря на общемировой спад, стала расти. Главная причина оживления Китая — в увеличении внутреннего спроса. Так, по данным «Ведомостей», за март внешнеторговый оборот КНР упал на 24,9%, зато потребление товаров внутри страны выросло на 14,7%. Также в марте инвестиции в основной капитал выросли на 30%, при том, что доля иностранных инвесторов снизилась. Ослабляется зависимость экономики Китая от экспорта. Значит, слабеет и зависимость китайцев от низкого курса юаня по отношению к валютам стран, куда импортируются китайские товары. Это еще один аргумент в пользу возможного безболезненного укрепления курса китайской валюты.
Единственная официальная резолюция на этот счет — слова представителя МИД КНР Цзян Юй. «Мы будем продолжать реформирование обменного курса юаня и поддерживать стабильность национальной валюты, основываясь на интересах страны», — такую позицию месяц назад озвучила дипломат. Амурчанам пока остается привыкать к новой роли юаня и верить в стабильность его курса.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии