Ставка по вкладу для одних — это цена возможности сохранить деньги, и даже заработать (если ставка окажется выше инфляции). Для других — это цена взятых у населения в долг денег. Как и на любом рынке, эта цена определяется силами спроса и предложения. На стороне спроса в данном случае выступают банки, нуждающиеся в живых деньгах, на стороне предложения — население, готовое отдать свободные средства.
В последнее время спрос стал явно превышать предложение. В результате цена на очень популярный товар, в нашем случае деньги россиян, подскочила. Все потому, что в кризис сыграли факторы дефицита: у населения стало все меньше денежных средств, а у банков сократились возможности занять на межбанковском рынке или у зарубежных игроков. И все бы шло дальше по рыночным законам, не вмешайся Банк России в это «вкладное» ценообразование.
Поводы вмешаться были. По словам первого заместителя правления Банка России Геннадия Меликьяна, высокие ставки — «не помощь вкладчикам, а угроза людям и перекладывание ответственности на государство». Это первый повод. Экономисты называют такое явление «моральной угрозой». Смысл в том, что с введением системы страхования вкладов гражданину становится все равно, в какое учреждение нести деньги. Руководствуясь только ценой размещения средств, россияне стали игнорировать понятия репутации банка, его устойчивости и платежеспособности. Если есть надпись «Вклады 100% застрахованы», за сумму до 700 тысяч рублей ответит государство. В погоне за прибылью никакие моральные уроки для вкладчика не помогают. Только при первоначальном варианте закона, когда гарантировались только 90% вклада, у населения были поводы быть разборчивее в выборе банка.
Второй повод Центробанка ограничить активность банкиров опять же назвал Меликьян: «Завышенные проценты неизбежно отражаются и на условиях кредитования». С таким аргументом не поспоришь. Если примитивно представить принцип работы банка, то получится, что кредитные учреждения зарабатывают на разнице процентов по привлеченным вкладам и выданным кредитам. Станут ниже ставки по вкладам, скорее всего, упадет и «цена» кредита для населения и бизнеса или возрастет маржа банка.
Но стоит заметить, что такое заявление ЦБ РФ носит показательный характер. У главного банка страны раньше было право в рамках антикризисной поправки (закон 174-ФЗ) вводить в отношении конкретной кредитной организации ограничения на величину процентной ставки по договорам вклада. Кроме того, свою роль в снижении ставок по вкладам и кредитам играет ставка рефинансирования как инструмент денежно-кредитной политики, о котором много говорят в последнее время. Банкам становится выгоднее заимствовать деньги у Центробанка под 11% (хотя не так-то просто это сделать). Да и население считает налоговую нагрузку от величины ставки рефинансирования (плюс 5%). Так, на сегодняшний день не облагаются 35% НДФЛ ставки по вкладам ниже 16% годовых.
Главное и то, что найти на рынке такие высокие ставки под 18% годовых непросто. В Амурской области есть банки, которые предлагают даже 19%, но только на большой срок (более 1,5 года) и для очень состоятельных людей.
Таким образом, ограничение доходности по вкладам коснется немногих. Потому не ясно до конца: не пойдет ли Центробанк в своих ограничениях дальше. Не станет ли сегодня лимит в 18 процентов, завтра — 14 процентами? Банки могут принудительно обязать снизить доходность до «нужной» величины. Возможен и другой исход. Переключение интереса физических лиц на альтернативный путь преумножения капиталов. Так, например, было в США, Франции, Японии, где запреты на высокие ставки по депозитам привели к тому, что стали популярны более выгодные вложения во взаимные фонды денежного рынка.
Но это только крайние случаи развития ситуации. Главный банк страны, привлекая общественное внимание к лимитам по ставкам, подает сигнал задуматься: в погоне за золотыми процентами можно потерять не только голову, но и деньги.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии