Лотос неохотно делится своими тайнами, становясь откровенным лишь раз в году — в период своего цветения. Сегодня, благодаря развитию экологического туризма, люди со всех уголков России устремились в Хинганский заповедник. Корреспондент «АП» также поучаствовал в диалоге с лотосом.
Километры ухабистых лесных дорог, зной, вытягивающий из организма последнюю влагу, агрессивные, бескомпромиссные комары, от укусов которых пухнут руки, и беспрерывно атакующие эскадрильи неимоверно огромных паутов — окрестности предгорий августовского Хингана кишат огромным количеством трудностей. Все это и пугает, и манит одновременно. В кабине выносливого трудяги уазика, вопреки бытующим убеждениям, испытываешь гордость за отечественный автопром. Забраться в глушь на другой машине проблематично, но именно здесь затаились самые обширные колонии одного из семи чудес Амурской области и всемирной загадки.
На берегу озера две молодые семьи с детишками уставшие, но очень довольные позируют на фоне лотосовой плантации. Дети требуют возможности понюхать ближайший пурпурно-розовый цветок. Он всего в полутора метрах, но дотянуться до него довольно сложно — берег круто уходит в воду. Такова особенность лотосовых колоний. Один из мужчин берет малыша на руки, второй держит его за брючный ремень, изображая противовес. Все тянутся к цветку… Еще немного — и цель достигнута: детская мордашка тонет в благоухающем бутоне. Так добываются впечатления на долгую жизнь.
Взрослые, поддавшись детскому азарту, тоже устремляются к цветку, закатывают брюки, нередко уходя в воду по пояс. Все понимают — это предел общения и большего себе позволить нельзя.
Происходящее напоминает своеобразный немой диалог цветка и человека. Для участия в этом общении необходимо приложить усилия и устоять перед соблазном. Лотосы Комарова — краснокнижные растения, и запрет на их сбор не пустой звук.
Начав сезон своего цветения, лотос как бы испытывает людей на прочность и благоразумие. Слабовольный и глупый не поедет за сотни километров от городов, чтобы просто полюбоваться на эти пурпурные поля. Сильные и умные стремятся сюда даже ради одного фотоснимка или одного вдоха лотосового аромата.
— Вопрос о строительстве комфортабельной автодороги к лотосовым озерам поднимался неоднократно, — подпрыгивая на автомобильном сиденье, делится сотрудник Хинганского заповедника Светлана Черашкина. — Конечно, это добавило бы удобства туристам, но, с другой стороны, лотос станет более доступным для случайных людей. Поэтому мы с большой настороженностью относимся к улучшению подобных условий. Настоящих любителей природы и почитателей красоты трудности не пугают.
Повод вернуться
Светлана Анатольевна не обманывает — все места в полевом экологическом лагере заказаны еще несколько месяцев назад. Небольшой городок с деревянными домиками, верандой-столовой и баней рассчитан на 40 человек. Расширять его границы и увеличивать вместимость — значит опять же ставить под угрозу уникальность этого небольшого реликтового мирка.
Полевой лагерь расположен на берегу озера Долгого. Водоем простирается на 18 километров, и каждая плантация вызывает определенный туристический интерес. Отдыхающие не сидят на месте, постоянно заказывая экскурсии. Трудно поверить, но еще 15 лет назад здесь не было ни одного цветка. Наводнение 1984 года уничтожило реликтовые растения. Возрождение лотоса началось лишь в 1996-м, когда сотрудники заповедника вновь стали обнаруживать на воде малочисленные розовые бутоны. Эти растения встречаются и в других районах Амурской области, но сейчас именно в водах Долгого самые обширные лотосовые поля.
Среди счастливчиков преобладают люди с благовещенской пропиской, однако интерес к лотосу Комарова простирается далеко за пределы Дальнего Востока. Сергей Авраменко — житель Московской области. Он приехал в Приамурье вместе с семьей в гости к родственникам. Когда узнал о возможности увидеть лотосы, поменял все планы и поехал в Архаринский район. Прожив три дня в лагере, ни разу не пожалел о принятом решении.
— Много слышал, но раньше никогда не видел лотосы воочию. У меня нет слов, — восхищается Сергей. — У нас старший ребенок сейчас на Азове отдыхает, поэтому есть повод вернуться сюда на следующий год: он тоже должен это увидеть.
— А мы вроде как местные, несколько лет подряд собирались сюда выбраться, но все никак не удавалось, — рассказывает благовещенка Наталья Худолеева. — Жить в Приамурье постоянно читать о лотосах, слушать рассказы знакомых и не увидеть этого было бы непростительно.
В принципе желающие пожить рядом с лотосами могут это сделать, несмотря на ограниченность полевого лагеря. Озеро Кривое, расположенное чуть дальше, является памятником природы и также богато на краснокнижную флору. Там нет домиков, но зато есть места для палаток, костровища, небольшая автостоянка. И там, и здесь дежурят егеря. Желающих приобрести в собственность редкий «сувенир» хватает, и каждого нужно вовремя удержать от сомнительного соблазна.
Сорвать — значит уничтожить
Не все знают — сорвать лотос все равно что его уничтожить. В течение всего пары часов растение утрачивает все признаки жизни и привлекательности. Его стебель и корни, оставшись в воде, также гибнут и больше никогда не смогут радовать глаз новыми бутонами. Весь образ жизни магического реликта противоречив, и даже в период своего бурного цветения и открытости он остается недоступным для человека. Для одних лотос — это диковинка, для других — целая религия.
— Лотос — это символ чистоты. Он тянется из грязи или ила к солнцу, а потому подобен человеку, — делится своим мировоззрением буддист Владимир Кузнецов.
По словам работников Хинганского заповедника, все последние годы местная популяция лотоса Комарова постоянно увеличивается и уже перешагнула далеко за пределы охраняемой зоны. Удивительно, но «стоимость» подобного великолепия сравнительно невелика. Сутки проживания в полевом лагере обойдутся взрослому всего в 231 рубль, одна экскурсия по окрестным озерам — 85 рублей. Причина дешевизны объясняется просто.
— Мы не коммерческая организация, — заключает Светлана Черашкина. — Наша задача вести просветительскую работу и показать людям, насколько богата и уникальна природа Приамурья. За сезон полюбоваться цветением лотосов успевают свыше тысячи человек.
Секрет уникальности
Главная уникальность амурских лотосов (лотосы Комарова) в их происхождении. Во всем мире эти цветы считаются исконно тропическими и крайне теплолюбивыми растениями. Выживать и развиваться в непростых природных условиях Приамурья им позволяет большая глубина ила в местных озерах. Местами она достигает двух метров, поэтому зимой корни не промерзают. Но изменения климата растения все же чувствуют. К примеру, в этом году из-за чрезмерной дождливости и относительно низкой температуры активная фаза цветения началась с заметным опозданием. Самые северные места произрастания российских лотосов расположены в Амурской области и дельте реки Волги.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии