В тариф входят сотни составляющих: электроэнергию нужно произвести, приобрести и доставить до розетки абонента. «АП» постаралась разобраться в тарифной арифметике.
Энерготарифы давно превратились в политический вопрос, а для Приамурья — в болезненный. Темой понижения не спекулировал только ленивый. Обещай снижение цен на электроэнергию, умалчивая, что потом за это все равно заплатит бюджет, который формируется из наших карманов — карманов налогоплательщиков. Пожалуй, только недавно появилось понимание: тарифы должны быть экономически обоснованы. В памяти до сих пор и то, как вся страна обсуждала, что в тариф для населения Амурской области якобы была заложена поддержка футбольного клуба «Амур», и каждый амурчанин, не подозревая, заплатил доли копеек за любовь к игре. Справедливости ради нужно заметить — повышение тогда коснулось только Забайкальской железной дороги, которая, кстати, также заложила рост в свои тарифы, а затем эти расходы были учтены на следующий год — то есть фактически железнодорожники давно вернули переплаченные деньги. И хотя в России полно спортивных команд с недвусмысленными приставками «энергия» в названии, досталось только Приамурью.
Энергетики не «рисуют» тариф самостоятельно, цену давно устанавливает государство — органы исполнительной власти, которые скрупулезно контролируют каждую статью затрат энергетиков. Процедура утверждения стоимости электроэнергии довольно сложная, методика расчета цифр закреплена в федеральных законах, проверка занимает несколько месяцев, согласование идет на нескольких уровнях власти. Энергетики подают свои расчеты по тарифу на следующий год до 1 мая в региональные тарифные органы, затем Федеральная служба по тарифам России устанавливает предельные уровни тарифов по регионам.
На прошлой неделе состоялось заседание правления ФСТ, где были рассмотрены границы уровней энерготарифов. Как уже сообщала «АП», по предварительной информации, население Приамурья платить за электричество будет больше на 10 процентов, в целом среднеотпускной тариф может повыситься на 20 процентов. Официальные документы с минимальными и максимальными планками сейчас ждут в области. 14 октября мы должны получить предельные уровни тарифов. Областное управление государственного регулирования цен и тарифов рассчитает в этих рамках цену для разных групп потребителей. Затем их утвердят депутаты Заксобрания области.
Составляющие тарифного «пирога»
В стоимость киловатта входят затраты энергокомпаний на выработку электроэнергии, ее передачу, диспетчерское управление энергосистемой (контроль: сколько произвели и потребили) и сбыт. Чтобы понять, из чего складывается киловатт-час, рассмотрим среднеотпускной энерготариф в Приамурье на 2009 год, который составил чуть более 2 рублей 1 копейки (см. диаграмму). Сразу оговоримся, что государство с помощью межтерриториального перекрестного субсидирования дотирует нашу область из федерального бюджета, снижая тариф почти на 32 копейки — это около 15 процентов (субсидия в этом году составляет более 1 млрд. 920 млн. рублей). Получается, что большую часть денег мы выкладываем за покупку с оптового рынка электрической мощности (ОРЭМ) и инфраструктурные платежи — это почти 77 процента, стоимость транспортировки «киловатта» — около 31 процента, за сбыт примерно 6 процентов.
У многих до сих пор возникает вопрос — почему область, где две ГЭС вырабатывают дешевую электроэнергию, покупает киловатты дороже? Дело в том, что законодательно установлено, что приобретаем мы энергию с оптового рынка, там она смешивается с более дорогой (той же Райчихинской ГРЭС, что около 2 рублей, и Благовещенской ТЭЦ). Не забудьте, что, помимо того, чтобы выработать электроэнергию, ее еще надо доставить до потребителя по протяженным сетям. Дальневосточная энергетика слишком затратная ввиду большого количества неэффективных станций, безнадежно устаревших основных фондов, а из-за простаивания мощностей выше тарифная нагрузка на потребителя. Правда, вопреки молве среднеотпускной тариф в Амурской области на 2009 год все равно ниже, чем по другим регионам Дальнего Востока.
Как влиять на формирование федерального компонента в тарифе — огромный вопрос. Понять, почему невозможно «замораживание» энерготарифа и тем более его снижение, можно на примере «сетевой» составляющей. Ее выделение в энергетике дало возможность обратить внимание на проблемы потребителей, связанные с надежностью и качеством электроснабжения. В условиях недофинансирования и существования в режиме «общего кошелька» энергетики экономили в основном на сетевом хозяйстве. В итоге четвертая часть всех ЛЭП Дальнего Востока 35-110 кВ находится в эксплуатации более 40 лет, износ сетевого хозяйства в Приамурье составляет 70%, в соседних регионах еще выше!
— По Амурской области у нас нет принципиальных разногласий с органами, принимающими тарифные решения: мы заявляем тарифы, нас проверяют, мы подтверждаем расходы, — объясняет заместитель генерального директора по экономике «Дальневосточной распределительной сетевой компании» Александр Семенов. — У нас тариф близок к экономически обоснованному. Дивиденды компании в него не включены, акционеры живут без прибыли. Кстати, рост «сетевого» компонента пропорционален росту компонента генерации.
Факторов, влияющих на рост тарифов на электроэнергию, несколько. в первую очередь это, конечно, инфляция, которая происходит в стране.
— Нам необходимо закупать топливо, металл, провода, изоляторы, лес для ремонта опор ЛЭП, — перечисляет Александр Павлович, — при этом в других отраслях нет госурегулирования цен. Повышается стоимость металлоконструкций и продукции электротехнической промышленности, горючего, дорожают материалы, заводы переходят на новую современную продукцию, значит, увеличиваются наши затраты на передачу электроэнергии по сетям.
Вторая составляющая, из-за которой растет тариф, — это инвестиции. Необходимы деньги на ремонтные работы, обновление оборудования. Если не закладывать на это средства, снизятся надежность и качество электроснабжения, начнутся аварийные отключения, появится дефицит электроэнергии.
Цена модернизации
В Амурской области 36 сетевых компаний, все работают в одинаковом законодательном поле — заявляют затраты и делают расчеты «своего» тарифа. Однако в большинстве городов и районов мечтают передать изношенное муниципальное сетевое хозяйство мощному энергохолдингу — ДРСК. Компания уже взяла под крыло сети Ивановки, Райчихинска, Завитинска. На очереди — Тамбовка, Константиновка и Октябрьский район. Однако расходы на передачу изношенных муниципальных сетей в собственность ДРСК и приведение их в порядок — еще один фактор, из-за которого повышается «транспортная» часть тарифа. На модернизацию хозяйства необходимы сотни миллионов рублей.
— Издержки придется закладывать в тариф, потому что если с нас будет спрос, то это требует ресурсов. О плачевном состоянии сетей свидетельствуют потери в сетях, в некоторых муниципальных они достигают до 50 — 60 процентов, причем это не столько технические, эксплуатационные потери, сколько воровство. У нас же потери 9 — 10 процентов в среднем, — добавил заместитель гендиректора ДРСК. — До реформы энергетики потери тоже были нашей бедой, но общей — убытки «разделялись» между генерирующим, сбытовым и сетевым подразделениями. Теперь же затраты ложатся на нас.
Привлечь инвестиции в электроэнергетику может помочь установление долгосрочных тарифов. Это как аналог ипотеки. Планируется, что уже с 2011 года Амурская область подключится к регионам, где используется метод RAB — расчет тарифов инфраструктурных организаций, основанный на возврате сделанных вложений.
Кстати
По данным Амурстата, в бюджете среднестатистической семьи расходы за оплату электроэнергии составляют 1,1 процента. Это даже меньше, чем траты на покупку алкоголя, содержание автомобиля или мобильной связи.
В цифрах
Структура среднеотпускного тарифа конечным потребителям Амурской области, 201,77 коп./кВт.ч
157,0646081 расходы на покупку энергии с ОРЭМ, инфраструктурные платежи
64,17921259 услуги по передаче электрической энергии ТСО
12,43796815 услуги сбытовых организаций
-31,9087966 субсидия на снижение перекрестного субсидирования
Добавить комментарий
Комментарии