Город обеспечивает около 70 процентов областного оборота розничной торговли.Город обеспечивает около 70 процентов областного оборота розничной торговли.

Сфера торговли в Благовещенске в течение нескольких последних лет претерпела серьезные изменения, фактически изменившись до неузнаваемости. Трансформации произошли сразу в нескольких направлениях, касающихся как площадей магазинов, так и особенностей обслуживания в них.

Одной из главных тенденций, отмеченных экспертами, является переход от торговли через прилавок к самообслуживанию. По данному методу работают 277 магазинов розничной торговли. При этом большую их часть составляют непродовольственные магазины — 220. Продовольственных магазинов самообслуживания почти в пять раз меньше — всего 46. Всего же в городе 1159 объектов розничной торговли.

Другим направлением модификации торговли стал рост торговых сетей, причем этот процесс идет как в продовольственном, так и в непродовольственном сегменте. В значительной степени это стимулировало развитие технологий, позволяющих автоматизировать учет продаваемых товаров.

Среди непродовольственных объектов торговли лидирующие позиции занимают сети магазинов «Любимый», «Калина», «Парус», «А-Эл-Джи Софт», «В-Лазер», «Амурснабсбыт». Продовольственную группу товаров реализуют сети магазинов «Кэш & Кэрри», «Авоська», «Наш универсам», «Прима», «Простор», «Копеечка».

— По уровню развития потребительского рынка город Благовещенск превосходит все муниципальные образования области, — рассказывает министр внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка области Александр Решетников. — Город обеспечивает около 70 процентов областного оборота розничной торговли.

В Благовещенске самое большое количество торговых площадей в пересчете на душу населения. Этот показатель превышает среднероссийский практически в три раза. Если норматив в среднем по России составляет 400 кв. метров на 1000 человек, то в столице Приамурья он достиг отметки в 1005 квадратных метров на тысячу жителей.

По данным мэрии Благовещенска, сейчас в городе доминируют магазины промышленных товаров — 686 объектов разместились на площади 126507 квадратных метров. 363 продовольственных магазина занимают 41190 квадратных метров, а 75 торговых точек смешанного типа — 35734 «квадрата».

По словам представителей управления потребительского рынка Благовещенска, росту количества торговых площадей способствовало в первую очередь введение в эксплуатацию крупных торговых центров: «Мега», «XL», «Три кита», «Реал» и других. Кроме того, заметный вклад в статистику внесли и новые жилые дома, в большинстве из которых первые этажи были отданы под торговые объекты.

Еще одним изменением, отразившимся в статистике, стало сокращение объемов рыночной торговли. Приоритетным было выбрано направление развития сети стационарных объектов торговли.

— За последние пять лет многие предприниматели переместились в торговые центры, — рассказывает Татьяна Войтенко, начальник отдела по координации торговли, общественного питания, рынков, бытовых услуг и перерабатывающей промышленности управления потребительского рынка города Благовещенска. — Можно заметить, что с улиц практически исчезла промышленная группа товаров. Если четыре года назад доля продаж на вещевых и смешанных рынках занимала 20% товарооборота, то сейчас этот показатель снизился до 9%.

Параллельно идет процесс сокращения объектов мелкорозничной сети, торгующих пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе. В минувшем году была запрещена розничная продажа пива в киосках, расположенных в городских парках и прилегающей территории, а также на набережной реки Амур. Значительное развитие получили мелкорозничные сети по продаже печатной продукции («Амур-пресса») и товаров местных производителей (бренды «Мяско», «Серышевский»).

Сейчас перспективным направлением развития торговли в областном центре городские и областные власти считают создание сельскохозяйственного рынка. По мнению властей существующий в городе сельхозрынок не отвечает современным реалиям, необходима его реконструкция. Торговые же мощности существующих оптовых баз и особенности транспортной инфраструктуры, затрудняющей подъезды к ним, не позволяют реализовывать через подобные базы большой объем сельскохозяйственной продукции.