— Первые кризисные явления, ухудшение финансового состояния фирмы «Россия», начались еще в 2008 году. Финансовые проблемы в итоге привели к заявлению о банкротстве со стороны налоговой инспекции, которое было подано в декабре 2008 года. Процесс по делу о банкротстве продолжается до настоящего времени.
— Правительство Амурской области принимало участие в развитии дела?
— При поддержке правительства «России» удалось укрепить позиции за счет оформления активов, средства от реализации которых могут быть направлены на решение проблем дольщиков, вкладчиков и выполнение иных обязательств «России». Так, до недавнего времени чигиринские поля являлись землями сельхозназначения. В 2009 году правительством и Законодательным собранием проделана серьезная работа по изменению категории земель, чтобы иметь возможность вести на них жилищное строительство. В результате стоимость земли увеличилась как минимум в 20 раз.
В неоформленном виде стоимость торгово-развлекательного центра «Острова» была оценена банком в размере 250 миллионов рублей. На эту сумму был оформлен кредит. При поддержке правительства было получено разрешение на реконструкцию здания под торгово-развлекательный центр, после чего объект оформлен как незавершенное строительство. Это увеличило его стоимость в два раза. Кроме того, под этот кредит было оформлено поручительство «Амурфармации», и компания не могла его вернуть. С нашим участием долг был погашен, «Амурфармация» сохранена для области как социальная аптечная сеть.
— Власти каким-то образом участвовали в завершении достройки жилых домов?
— Из 12 незавершенных домов при поддержке правительства, в частности решение вопросов подключения домов к коммунальной инфраструктуре, были сданы три.
— Каковы варианты выхода из сложившейся ситуации?
— Михаил Корнеев, как собственник «России», имеет свои планы по восстановлению платежеспособности фирмы. Он пытался решить эти проблемы весь прошлый год и имел такую возможность, тем не менее эти планы не реализованы. Правительство предлагает «России» следующий вариант: заключить договор подряда на достройку домов и, поскольку у компании нет денежных средств, рассчитаться передачей «Островов». Находясь у подрядчика, торгово-развлекательный центр становится активом, под который можно получить кредит. При достройке «Островов» сумма кредита может быть увеличена до 700 миллионов рублей. Этого, по оценкам, будет достаточно для того, чтобы достроить дома. Принципиальное отличие схемы владельца «России» и правительства в том, что Михаил Корнеев пытается восстановить платежеспособность своей фирмы, а правительственная схема обеспечивает выполнение обязательств перед дольщиками.
— В варианте, предлагаемом правительством, «Острова» передаются тому, кто будет достраивать?
— Они становятся средством оплаты по договору подряда. Их можно продать, получить под них кредит в банке, направив вырученные средства на достройку домов. Сумма кредита будет зависеть от степени готовности объекта. Так, если его достроить, на что потребуется около 40 миллионов рублей, его стоимость увеличится. После достройки он начнет приносить доход. Ежемесячная арендная плата в случае заполнения торгового центра — 15—20 миллионов рублей.
— И теперь что нужно?
— Решение за Михаилом Владимировичем. Он собственник — все бремя ответственности на нем. Правительство не может вмешиваться в этот процесс.
— Просчитывалось, как повлияет на финансовую ситуацию «России» то, что она лишится самого ликвидного актива?
— Вопрос ликвидности — это вопрос наличия или отсутствия на него покупателя. На сегодняшний день в недостроенном виде привлекательность «Островов» для инвестора незначительна. Годом раньше ее вообще не было. Этот актив не последний. У «России» остаются земля, объекты недвижимости, строительный комплекс с материально-технической базой.
— Какова стоимость всех активов «России»?
— Нужно понимать, что активы предприятия в предбанкротном состоянии имеют совершенно другую цену, чем те же самые активы у стабильно работающего предприятия. Любой инвестор, будь он кредитор или покупатель, несет в этом случае риск признания сделки ничтожной. С учетом страхования рисков цена актива снижается минимум в два раза. Поэтому назвать точную стоимость активов сегодня затруднительно. Например, по рыночной оценке, заказанной компанией «Россия», «Острова» стоят около двух миллиардов рублей, чигиринские земли оценены в 600 миллионов рублей. Величина оценки в данном случае не станет ценой покупки.
— Дольщики отвергают правительственную схему, мотивируя тем, что денег, вырученных за «Острова», не хватит на достройку всех домов. Это действительно так?
— Это не совсем верно. Нужно понимать, что деньги под кредитование от «Островов» — это не все, что получает подрядчик. Повторюсь: подрядчик получает в том числе нежилые помещения на первых этажах домов. Даже при стоимости 30 тысяч рублей за квадратный метр, что очень немного, сумма от их продажи составит 170 миллионов рублей.
— Насколько вероятно то, что понадобятся дополнительные средства от дольщиков для достройки домов?
— По варианту подряда эти средства не понадобятся.
— Почему правительство не может помогать и контролировать сделку с Incorporated «Stroyigrad Co.»?
— Заключается двусторонняя сделка с непонятным для нас инвестором. Причем обязательства по обременению актива наступают до получения средств. Кроме того, все средства по сделке, которую предлагает Михаил Корнеев, пойдут на финансовое оздоровление «России»: уплату налогов, оплату по исполнительным листам 715 миллионов рублей, оставшиеся средства — на достройку домов.
— Насколько возможно присутствие в этой сделке в качестве третьей стороны областного правительства?
— Такой возможности нет. Мы можем только дать рекомендации по корректировке договора, чтобы снизить риски его невыполнения со стороны инвестора. Для этого в договоре можно предусмотреть синхронизацию процедур перечисления средств и передачу «Островов» в доверительное управление. В предложенной «Россией» редакции сначала они передаются в доверительное управление, а уже потом, через 20 дней, поступят средства. Таким образом, каких-либо обеспечительных мер по исполнению договора инвестор не несет.
— Как же тогда правительство будет сопровождать достройку домов подрядчиком в предлагаемом вами варианте?
— В предлагаемой нами схеме обязательства по достройке несет подрядная организация, которая должна иметь стабильное финансовое положение. Средства от реализации «Островов» направляются на расчеты за выполненные работы по договору подряда. Эта схема будет контролироваться. Но нужно тоже понимать, что правительство не имеет прямых обязательств перед дольщиками, поэтому напрямую влиять на политику собственника не может. Мы можем рекомендовать, предлагать варианты, в том числе и защиты интересов дольщиков, контролировать ситуацию на уровне мониторинга.
— Вам известны прецеденты, схемы, при которых дома дольщиков могут быть достроены за счет бюджета?
— К сожалению, нет. По-человечески понятно, что люди попали в сложную ситуацию, что за каждым человеком стоит личная трагедия, семьи и дети. Но бюджетное законодательство запрещает нести такие расходы.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии