Тындинские бараки выглядят как после землетрясения.Тындинские бараки выглядят как после землетрясения.

Уже летом 15 семей переедут в многоэтажки. Кто в первую очередь справит новоселье и с какими проблемами сталкиваются чиновники при расселении бараков, выяснял наш корреспондент.

Сегодня в столице БАМа шесть тысяч тындинцев проживают во временном жилье. Перекошенные бараки можно увидеть не только на окраинах, но и в центре города. Однако независимой экспертизой только пять домов признаны аварийными — бараки на улицах Маревой, Юбилейной и по переулку Дорожному. Поэтому городская администрация планирует переселить в первую очередь жителей этих домов.

— Когда в Тынду пришли деньги, сразу же начался ажиотаж: люди решили, что всем дадут квартиры, но это не так, — объясняет первый заместитель мэра Тынды Евгений Черенков. — В первую очередь получат жилье те, кто проживает в муниципальных квартирах по социальному найму.

Жители барака по улице Маревой, 6 этой весной остались без крыши над головой. Внезапно дом развалился на несколько частей. Людей эвакуировали и предоставили убежище на окраинах города. Несколько семей отказались покидать свои квартиры и до сих пор живут как на пороховой бочке. Ночью постоянно просыпаются от скрипа досок. Документы и ценные вещи на всякий случай держат при себе.

— Посмотрите: этот дом, как после землетрясения — все перекорежено, — показывает на трещины жительница дома. — Когда барак начал разваливаться, стали лопаться батареи, полилась вода, крыша начала обваливаться.

Жительница другого барака Татьяна Ковалева свою небольшую квартиру в районе ДРСУ получила 20 лет назад как молодой специалист. Прошлой осенью двухэтажка начала рушиться. Ночью трещали стены, дрожали полы, сыпалась штукатурка с потолка. Люди в нижнем белье выпрыгивали из окон.

Тогда семье Ковалевых дали общежитие. Сегодня Татьяна Васильевна и ее соседи готовятся к новоселью.

— Когда дом развалился, нас переселили в общежитие. Мы так сильно переживали, не спали по ночам. Думали, что придется жить в коммуналке до конца своих дней, но в администрации нам обещали, что деньги по программе переселения обязательно придут и нам дадут квартиры, — говорит Татьяна Ковалева. — Даже не думала, что скоро мы будем жить в центре города в двухкомнатной квартире.

Люди, живущие во времянках, жалуются, что из-за ледяных полов и сырости в квартирах дети часто болеют. Несколько лет назад в одном из таких домов от тяжелой болезни умер 14-летний мальчик. В поликлиниках подтверждают, что большинство жителей времянок состоят на учете с хроническими заболеваниями. Обитатели трущоб говорят, что боятся оставлять дома маленьких детей одних. Бараки превратились в комфортное место жительства для крыс. Огромные грызуны нападают на детей, а по ночам лазают и по спящим взрослым.

По федеральному закону жителям аварийных домов положено предоставлять столько же квадратных метров, сколько было в их старой квартире. По словам чиновников, в этом основная проблема — в Тынде нет благоустроенных квартир площадью 30 или 65 «квадратов». Приходится за деньги, положенные на определенную квадратуру, покупать жилье на несколько метров больше. Зато муниципальных работников радует, что в этом году установлена предельная цена 25 тысяч 855 рублей за один квадратный метр. Поэтому заявки на конкурс от населения, желающего продать свою квартиру, поступают каждый день.

— Для Тынды это очень хорошая цена. Теперь у нас есть возможность приобретать квартиры в центре города. Например, на Красной Пресне или на Школьной, — продолжает Евгений Черенков. — За последние два года городской администрации удалось купить жилье по программе переселения только в отдаленном районе СМУ-3.

Многие люди до сих пор не верят в то, что спустя 30 лет смогут переехать в нормальное жилье. Большинство жителей времянок уже давно смирились с тем, что гнилой барак их последнее пристанище.

— Мы уже привыкли здесь жить. Своими силами поддерживаем порядок во дворе, ремонтируем крышу. Никто из нас до сих пор не верит в то, что государство вспомнило бамовцев и скоро мы получим благоустроенные квартиры в нормальных домах, — говорит Наталья Федченко, жительница барака по улице Шахтаумской,1.

Как только жителей аварийных домов переселят в благоустроенные квартиры, щитовые бараки сразу начнут сносить. Несмотря на это, в Тынде тысячи людей остаются жить в разваливающихся трущобах. Для того чтобы переселить всех обитателей времянок, требуется несколько миллиардов рублей. Найдутся ли эти деньги в федеральном бюджете, пока неизвестно. Решить эту проблему за счет городской или областной казны невозможно.

Возрастная категория материалов: 18+