На реставрацию семи представленных на ней картин было потрачено около 200 тысяч рублей, но, как признаются работники музея, затраты полностью себя оправдали. Какие неожиданные тайны амурских полотен открыли приморские реставраторы, АП рассказала заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея Елена Коваленко.
Работу кисти забайкальского художника Прокопия Рязанцева «Буряты у ручья» музей приобрел в далеком 1938 году, в 2009 году состояние полотна специалисты признали аварийным.
— Так как своего реставратора у нас нет, самые поврежденные и ценные полотна, среди которых были и «Буряты у ручья», отправили в Приморскую картинную галерею, где ими занялась реставратор высочайшего уровня Светлана Плешивцева, — рассказала Елена Викторовна. — И амурские картины, казалось, изученные вдоль и поперек, открыли мастеру свои секреты.
Когда специалист очистила первый слой «Бурятов», под ним неожиданно проступила еще одна человеческая фигура, которую на полотне видно не было.
— Видимо, автору эта фигура показалась неудачной, и он сам ее закрасил, а на обороте картины нашли подпись, сделанную рукой самого Прокопия Рязанова: «Забайкальские буряты Восточной Сибири», — продолжила заведующая экспозиционно-выставочным отделом. — Различие картины до и после было разительным. Мало того что Светлана Плешивцева вернула картине молодость, она и продлила ей жизнь, законсервировав трещинки, которые грозили испортить полотно.
Особого внимания у «врачевательницы» картин потребовал и единственный сохранившийся портрет первого военного губернатора Амурской области Николая Буссе. У этого полотна своя интересная история.
— Эта картина находилась в музее с конца 30-х годов и числилась как портрет неизвестного в военной форме. Уже в наше время местные специалисты высказали предположение, что это портрет Николая Николаевича Муравьева-Амурского и отправили его в Москву на художественную экспертизу, — вспомнила необычное историческое расследование Елена Коваленко. — Столичные специалисты однозначно сказали, что это не Муравьев, и посоветовали обратиться к историкам военного мундира, чтобы определить, что за человек изображен на картине. Оказалось, что это портрет первого военного губернатора области — Николая Васильевича Буссе. Больше изображений этого человека нет нигде в мире.
После того как портрет Буссе очистили, к нему нужно было найти рамку овальной формы.
— Оказалось, что рамки такой формы не делают на всем Дальнем Востоке, за помощью мы обращались даже в местную колонию, ведь, как известно, среди заключенных есть настоящие мастера резки по дереву, но и там нам не смогли помочь, — описала «рамочные» страдания сотрудница музея. — В багетной мастерской в Благовещенске, с которой мы сотрудничаем, предложили сделать прямоугольную рамку и оббить необходимое расстояние тканью. Получился такой торжественный портрет.
Между тем семь обновленных картин в амурском областном краеведческом музее — лишь малая часть. Реставрации ждут еще сотни полотен. Первая в очереди — картина Александра Сахарова «В щеках Хингана», на восстановление которой потребуется как минимум 90 тысяч рублей.
— Мы надеемся, что соберем необходимую сумму своими силами, каждый посетитель может поучаствовать в этом благом деле. А вообще мы давно уже говорим о том, что в Благовещенске необходимо создать художественный музей, — отметила Елена Коваленко. — Ведь мало купить картину, ее нужно сохранить и, главное, показать. Причем нужно это делать в просторных залах со специальным оборудованием, особым освещением. У нас же музей краеведческий, мы не можем представить полотна во всей красе.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии