Придорожный улов Павла Назимова в нынешний паводок пока невелик.Придорожный улов Павла Назимова в нынешний паводок пока невелик.

Вмешался паводок и в планы отдыхающих, отрезав путь к популярным местам отдыха. Вместе с белогорьевцами под воду уходил и корреспондент АП.

Рыбный урожай

Последние дни в поход в собственный огород белогорьевец Константин Милонов собирается как на рыбалку. Обязательный атрибут огородника — пара болотников. Подъезд к огороду, расположенный за улицей Железнодорожников, затопили грунтовые воды. Последнюю стометровку до грядок приходится преодолевать по колено в воде.

— Для охоты и рыбалки держу их. А сейчас вот и для огорода пригодились. Рыба к огородам подходит, раньше ротаны заплывали. Заходите на уху. А что, все есть: и картошка, и рыбка, и укропчик, — обуваясь, говорит Константин Михайлович.

Соседи по огороду считают — Милоновым повезло. Их участок находится на возвышенности, и урожай не пострадал.

А вот у Галины Ждановой вода подпортила подсолнухи, картошку и тыкву. С началом паводка пришлось проводить и ревизию погреба: банки с соленьями перекочевали на полки повыше, а запасы картофеля пришлось и вовсе вытаскивать наружу. Теперь в подполье по пояс воды.

— Постоянно топит. А что сделаешь? Половина погреба воды, — вздыхает живущая по соседству Людмила Родина. — Теперь сюда можно уже ничего и не складывать. Прошлой осенью только картошку спустила, вода пошла. Пришлось вытаскивать.

Береговые отметки

Рядом с подтопленными участками — высокая насыпь железной дороги. Она не дает реке затопить нижнюю часть села, однако грунтовые воды сдержать не может. На противоположной от деревни стороне насыпи чуть больше недели назад был небольшой пляж. Теперь, песчаный берег ушел под воду, из которой торчат макушки ив.

— Не знаю, как рыбы, но рыбаков стало больше. А вот отдыхающих практически нет. Вода сейчас идет грязная, холодная, да и полежать, погреться на солнце пока негде, — замечает проводящий нас специалист территориального управления села Белогорье Иван Востриков.

Выше по течению, в нескольких сотнях метров от железнодорожного моста через Зею, стоят затопленные лодочные гаражи. Одни вода затопила наполовину, другие — почти под крышу. Впрочем, воткнутая в землю палка внушает повод для оптимизма — вода понемногу отступает.

Дорожный улов

На откосе насыпи у дороги на знаменитые белогорьевские турбазы блеснит щуку пожилой мужчина. Сама дорога почти на метр ушла под воду, проехать к местам отдыха сейчас можно только по бетонным плитам сверху насыпи.

— Подходов больше не осталось, приходится здесь ловить. Вчера две щучки поймал, около полкило каждая. Три года назад во время сброса воды на Зейской ГЭС здесь то же самое было. Только я тогда прямо на дороге стоял — по пояс в воду заходил, — рассказывает рыболов с тридцатилетним стажем Павел Назимов.

Нынешний паводок не самый большой на памяти семидесятилетнего рыболова. В 1972 году вода в этом месте поднялась почти до самого верха насыпи.

— Смотрю сейчас — вода падает. И на душе облегчение. Конечно, когда большой разлив, для щуки хорошо. Ей пространства хватает, — закидывая в очередной раз блесну, размышляет Павел Васильевич. — А когда воды мало, крупная рыба из протоки уходит.

Водный экстрим

На берегу Зеи у турбазы «Зеленая» — водная гладь. Вода, впрочем, есть и на территории объекта отдыха. Подтопленными оказались стоянка для транспорта, поле для мини-гольфа и волейбольная площадка. Воды здесь, впрочем, немного — всего по щиколотку. Два домика, к которым ближе всего подобралась вода, пока не сдают. В остальных — отдыхает почти сотня амурчан.

— Вода релаксации не помеха, — замечает один из отдыхающих здесь молодых парней.

— Чего нам бояться-то? Так даже интереснее, — поддерживает его товарищ.

Из подвала одного из зданий мотопомпа откачивает воду. «Как Зея поднялась, так подвал и затопило. Аппарат и ночами работает. Но это бесполезно откачивать, пока вода в Зее не упадет», — затягиваясь сигаретой у работающей помпы, подмечает один из рабочих.

Однако в администрации базы уверены: трудности не пугают отдыхающих. «Никто не уехал, не отказался от путевок. Подтопило лишь самые низкие места. Вообще же у нас все работает, все функционирует. Что касается купания — вода в реке действительно пока грязная. Но у нас есть два бассейна», — рассказал пожелавший сохранить инкогнито администратор турбазы.

Мнения

«Вода уже уходит. К обеду среды в реке она спала примерно на двадцать сантиметров. Серьезного ничего у нас не произошло. Поднялись грунтовые воды, подтоплено 5—6 дворов на Железнодорожной улице — это в нижней части села. Мы выезжали к жителям, но они сказали, что помощи пока не нужно, ситуация контролируемая. Никакой угрозы для жизни людей не было. Пострадали несколько огородов и подпольев. Также на белогорьевском острове, где находится десяток баз отдыха, вода затопила дороги и практически отрезала отдыхающих от села».

Владимир Журавлев начальник территориального управления села Белогорье.

«Подъем воды в реках Зее и Амуре начался после того, как пошел вверх уровень Селемджи. На северо-востоке области 17—18 июля выпали обильные осадки, после чего притоки Селемджи переполнились. Так, в реке Норе за два дня уровень поднялся на пять метров. В районе Благовещенска уровень реки Зеи выше нормы на два метра. В среду в Белогорье вода начала спадать. Судя по данным постов, расположенных выше по течению, уже в четверг уровень воды спадет на 70—80 сантиметров, а за два дня — примерно на полтора метра. Однако на северо-востоке региона вновь прошли дожди, поэтому к выходным в районе Благовещенска в реке вновь ожидается подъем уровня воды. Правда, не такой сильный, как раньше».

Ирина Шинцова гидролог амурского Гидрометцентра.

Возрастная категория материалов: 18+