Без участия взрослого в игре интерес детей быстро сгорает. Фото: Валерия АникинаБез участия взрослого в игре интерес детей быстро сгорает. Фото: Валерия Аникина

И швец, и жнец

Согласитесь, много в жизни значит твой воспитатель. Он учит делать первые шаги в коллективе, помогает познавать мир. А для «второй мамы», наверное, нет лучшей награды, чем снискать доверие ребенка, который, вырастая, приводит сюда же своих малышей. Оксане Александровне в этом плане повезло — она воспитала не одно поколение ребятишек.

— В детском саду я работаю 25 лет, начинала с няни, — рассказывает Оксана Лобанова. — Это, можно сказать, мое случайное призвание, по образованию я учитель русского языка и литературы. А мечтала быть художником и работать в театре. Еще в детстве, помню, любила рассматривать лица людей. Едем с мамой в автобусе, она мне: «Что ты уставилась на человека?!» А я смотрю — интересно же, о чем он думает и как меняется мимика.

Зато потом в детском саду благовещенка смогла насмотреться на сотни симпатичных мордашек. Здесь она самореализовалась — и как артистка, и как модельер, и как художник. Даже как скульптор — ваяя из детских душ «шедевры».

— Оксана Александровна, воспитатель для ребенка — кто?

— Вторая мама. Всю неделю малыш находится в детском саду: привели в семь и забрали в семь. Поэтому нам очень важно понравиться детям, чтобы между нами были доверительные отношения. И здесь выручает и хорошее чувство юмора.

Ой, мама!

— Детский сад сегодня нужен?

— Обязательно! Он учит не только общаться и уступать, но и искать свое место в обществе — находить себя. Здесь ребята осознают, что мальчики должны защищать девочек. Иногда мы специально создаем ситуации, чтобы они могли заботиться о девочках. Например, за стол садятся после девочек, помогают им нести игрушки.

— Одна мама мне как-то сказала, что садик привил ее ребенку комплексы…

— Скорее всего, он помог их выявить. Отрицательный опыт — тоже опыт. И мама должна быть благодарна детскому саду за то, что он показал проблемы ее ребенка. Другой вопрос: как она будет их решать.

— Кем быть труднее — мамой или воспитателем?

— Конечно, воспитателем, потому что здесь несешь ответственность перед другими. Кстати, в младших группах детки часто меня называли мамой. А сейчас, если забудут мое имя, кричат «мама». А потом, «ой!» — им уже неловко, стесняются.

В аиста не верят

Фото: Валерия Аникина

— Современные дети отличаются от ребят «25-летней давности»?

— Очень сильно. Прежние дети были более послушными, дисциплинированными, ими было проще управлять. Современные ребятишки — более раскованные, труднее поддаются контролю и чаще впадают в истерику. Отсюда и большая травматичность. Кстати, нынешние детки очень любят внимание. Заметили: мы с вами разговариваем, и каждый подошел, что-нибудь да спросил? Так всегда, стоит появиться гостю — сразу масса вопросов.

— А спрашивают про капусту и аиста?

— Таких вопросов дети сейчас не задают! Благодаря телевидению они отпали сами собой. Дети теперь знают, что мама с папой спит, а потом детки в роддоме рождаются из маминого животика.

— Педагоги жалуются, что родители перекидывают свои обязанности на детский сад и школу…

— К сожалению, да. Современные родители не понимают, что родительский труд — самый тяжелый, который есть на свете. Иногда мне кажется, что мамы и папы еще не совсем выросли. Сейчас к нам ходит поколение детей 80—90-х годов, которые были предоставлены самим себе, пока их родители искали возможность заработать. У них сложился стереотип: нам должны, а мы никому не обязаны. И эти люди не всегда понимают, что они должны собственным детям. Некоторые ограничиваются только тем, что надо накормить, одеть и погулять. Мало кто с детьми читает книги, включат мультик или компьютер, и все. И гуляют — ребенок сам по себе.

Из копилки воспитателя

Фото: Валерия Аникина

Играем. Я называю взрослое животное и прошу назвать его детеныша.

— А кто ребенок у овцы?

— Овченок.

***

Как-то мы наблюдали за луной.

— На что похожа луна?

Один молчал-молчал, а потом вздыхает:

— Да-а, она на денюжку похожа.

***

— Зачем нужны часы?

— Они тякают.

***

Фото: Валерия Аникина

— Когда вы помогаете маме, вы кто?

— Помогатели!

***

— Ребята, как ласково можно назвать дом и печь?

— Доменок, печеночка.

***

Показываю на оранжевый:

— Какой это цвет?

— Лисичкин.

В детский сад — с пеленок

Фото: Валерия Аникина

► В детский сад детей желательно отдавать в ясельном возрасте. Когда ребенок маленький, он легче привыкает к разрыву с мамой, быстрее забывает свои обиды. Постарше — расценивает это как предательство.

► Готовясь к детскому саду, научите ребенка проситься в туалет и обращаться со столовыми приборами. Приучайте к общению с людьми — соседями по площадке, ребятами во дворе. Чем шире круг общения ребенка в семье, тем легче пройдет его адаптация в детском саду.

► Не учите давать сдачи, объясните, что есть другие возможности защищаться. Например, словом, которое бывает более действенным.

► Всегда отвечайте на вопросы «почемучек». Если не знаете ответа, пообещайте узнать позже или поискать вместе. Раз не ответите ребенку, два — потеряется нить между вами. А со временем и ваш авторитет: зачем спрашивать, если мама (или папа) ничего не знает.

► Старайтесь вникать в конфликт детей и будьте объективными. Часто родители видят только своего ребенка и не замечают другого. А ведь ему тоже обидно, он тоже пострадал.

► Будьте внимательны, чаще играйте с детьми. Чем больше вы играете, тем выше будет ваш авторитет. Почему дети очень любят бабушек и дедушек? Потому что у тех больше времени и терпения.

► Будьте искренни, ласкайте и хвалите ребенка. Дочь убралась в шкафчике — «Молодец, навела такой порядок!» Это дает хороший стимул. Не лгите, дети сразу чувствуют фальшь.

Возрастная категория материалов: 18+