«У триместра есть перспективы»
— Светлана Петровна, как идет реализация этого сложного проекта в Белогорске?
— Не могу назвать его сложным, он актуальный и интересный. У нас на триместры перешла только одна школа. Областное министерство образования и науки предложило участвовать в эксперименте. Согласие на эксперимент дала 17-я школа. Поэтому с этого учебного года мы обживаем триместры.
— По тому, как идет проект, считаете его перспективным?
— Это интересная система. Думаю, она наверняка будет иметь перспективы. Тем более триместровая работа опробована в других странах, в других регионах. Но для Амурской области это новшество.
— В целом вы довольны тем, как показывает себя работа в триместрах?
— Да, пока мы довольны. Естественно, мы общаемся с руководителем школы, с педагогами, разговариваем с ребятами. И пока у триместров больше сторонников, нежели противников. Эта система интересна потому, что более или менее физиологична, то есть учитывает особенности организма ребенка. Дети не успевают сильно утомиться, потому что режим его работы можно назвать щадящим — ребенок месяц учится, несколько дней отдыхает.
Положительная реакция
— Каковы первые результаты?
— Прошло полгода, и, хотя это небольшой срок, мы видим, что заболеваемость в 17-й школе стала чуть-чуть ниже. И сами педагоги говорят, что детям более комфортно.
— По каким критериям оценивается эксперимент?
— Есть показатели — удовлетворенность новым графиком со стороны участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.
— Мнение изучают в форме опроса, анкетирования?
— Это опрос.
— И данные опроса показывают, что и педагоги, и родители…
— В целом «за». В течение полугода опрос проводился несколько раз — не массово во всей школе, а в отдельных контрольных группах. Повторюсь, пока в большинстве и дети, и администрация, и родители «за» эксперимент.
— Вы не думаете, что это мнение может скоро измениться?
— Конечно, может. Это же эксперимент. Доживем до конца учебного года, вдруг будут какие-то неуспехи. Могут найтись люди, которые сочтут, что это именно эксперимент виноват. Поэтому на этот счет прогнозов пока делать не буду.
Плюсы и минусы
— Как вы считаете, нужно ли внести в эксперимент какие-то дополнения?
— Мне кажется, что очень важно, чтобы его вместе с нами отслеживали и медицинские работники. Сейчас мы сами ведем мониторинг количества заболевших детей и так далее. Этим занимаются социальный педагог, классные руководители. Врачи могли бы высказать более аргументированное мнение на этот счет. Но в этом случае, думаю, эксперимент должен быть более длительным — пять лет, например. Ну что можно сказать о здоровье ребенка за один год?
— Не возникло ли проблем с отпусками педагогов, каникулами для детей?
— Нет, все осталось в прежнем режиме. Учебный год завершается для учителей и детей точно так же, как и для всех остальных. Дело в том, что, в соответствии с законодательством об образовании, каждый ребенок имеет право отдохнуть не меньше 30 календарных дней в течение учебного года. А уж как этим временем распорядиться, мы можем решить сами: сразу в первом полугодии все отгулять, отдохнуть вместе с детьми в течение каникул, как мы это делаем обычно, или разбить учебу на триместры.
— Но какие-то недостатки вы увидели?
— Минусы в том, что ребенок не вписывается в единое образовательное пространство. То есть его каникулы не сов-падают с каникулами друзей. Есть ряд и других проблем. Например, мы организуем профильные детские смены в каникулярный период. Семнадцатая школа в такие смены уже не вписывается. С этой точки зрения нам неудобно. С другой стороны, если бы мы когда-нибудь перевели весь город на триместры, этот вопрос отпал бы сам собой.
«Ломать процесс не обязательно»
— Перемены не нанесут ущерба качеству образовательного процесса? Не потребовалось менять школьную программу?
— В учебный процесс мы никаких изменений не вносили. Как и везде, дети получают четвертные и полугодовые оценки.
— Четверти все же сохранились?
— Да, итоги успеваемости подводятся. Просто получается, что если для всех ребят они подводятся перед каникулами, то здесь просто в течение обычного учебного периода — провели классный час, узнали свои четвертные оценки, пришли на следующий день в школу и продолжили учиться.
— Первая половина года от второй существенно отличается, особенно в плане подготовки к итоговой аттестации — к ЕГЭ. Известно, как может повлиять система триместров на подготовку к аттестации?
— Никаким образом она не повлияет, какие были запланированы консультации, такие и будут проводиться. Трудностей здесь вообще не вижу, учебный процесс ломать не обязательно.
Триместр по желанию
— Почему тогда остальные школы побоялись переходить на систему триместров, если все довольны? Или опасались неизвестного?
— Склонна полагать, что люди просто устали от массы новшеств, от того, что постоянно что-то меняем. Трудно сказать почему. С другой стороны, мы и не ставили задачи полного перехода.
— Но другие школы следят, интересуются? Изъявляют желание последовать примеру?
— Пока нет. Я не буду говорить, с опаской они смотрят или нет, мы просто у них и не спрашивали. Пока с таким желанием к нам никто не обращался. Но после того как будут подведены итоги эксперимента, если нам понравится, будем рекомендовать.
— Если другая школа посмотрит на опыт этой школы и захочет перейти на такую же систему?
— Решение принимается в комитете по образованию, потому что график учебного процесса согласовывается с органами местного самоуправления. Но директору для этого нужно написать соответствующее заявление. Мы со своей стороны возражать не будем.
Андрей Анохин, журналист АП: Мягкая программа
Образование — это не та отрасль, где кардинальная ломка традиций приводит к желаемому результату. И каждое изменение в школьной программе, каждая реформа воспринимаются болезненно как учителями, так и родительским сообществом. Наш сын- шестиклассник учится в 4-й школе города Благовещенска. Два года назад нам объявили о начале эксперимента, в ходе которого была введена пятидневная учебная неделя.
Кроме того, вместо традиционных четвертей учиться предстояло на протяжение так называемых триместров, в ходе каждого из которых по два каникулярных сезона. Схема такова: неделя отдыха после каждых пяти или шести недель учебы. Грубо говоря — теперь дети отдыхают дважды осенью, столько же зимой и весной. Трехмесячный летний отдых никто не отменял.
Скажу честно — опасения за будущие образовательные успехи нашего шестиклассника были серьезные. Все ли успеет, все ли поймет, все ли освоит?
Прошло полтора года, и сегодня могу с уверенностью сказать — жить стало легче, причем не только школяру, но и нам, родителям. Современные образовательные программы отнюдь не банальны, и для полноценного их восприятия участие родителей в подготовке тех же домашних заданий жизненно необходимо.
С одной стороны, увеличилось учебное время в ежедневном распорядке занятий, почти каждый день по шесть уроков. Это тяжеловато. Но с другой — суббота и воскресенье в полном распоряжении всей семьи. Правда, часто школа планирует на эти дни коллективные культмассовые мероприятия, но замечено, что ребенок ходит на них с удовольствием и возвращается морально отдохнувшим. Добавочные каникулярные передышки еще более смягчают напряженный учебный режим. У ребенка исчезла хроническая усталость, он стал более рассудительным и спокойным. Думаю, это тот случай, когда реформаторская идея пошла на пользу всем ее участникам.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии