Прозрачность и единообразие квитанций за коммуналку — вопрос будущего.Прозрачность и единообразие квитанций за коммуналку — вопрос будущего.

Как будет работать новшество и когда новые платежки появятся в наших почтовых ящиках, выясняла АП.

Шесть разделов — развернутых табличек на одном листе — громоздкой новая квитанция кажется только на первый взгляд. Если вчитаться в содержимое, становится понятно — графы и столбцы все те же, только очень подробные. Платеж за каждый поставляемый ресурс разделен на две части — индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в отдельной таблице указывается норматив по каждому виду коммунальных услуг. Кроме того, в квитанции появляется подведомость для тех, кто оплачивает счет за коммуналку в рассрочку, а также информация о перерасчетах.

Таким образом, по оценке создателей документа, получив такую квитанцию, человек сможет без лишнего труда проверить, правильно ли ему начислили квартплату.

Сегодня, по словам самих работников управляющих компаний, сделать такой анализ бывает проблематично.

— На сегодняшний день в нашем городе нет единой формы платежной квитанции, поэтому каждая управляющая компания создает свою, — рассказывает директор УК «Золотой ключ» Роман Гупенко. — Требования, которые контролирующие органы предъявляют к ее содержанию, весьма демократичны. Главное — чтобы были указаны все реквизиты: адреса, лицевые счета, телефоны и общие сведения о тарифах. А в какой форме — каждая компания решает для себя сама. В итоге у кого-то в платежке содержится подробная информация о том, за что он платит, а у кого-то — минимальная. У собственников часто возникают вопросы. Особенно непросто приходится при смене управляющей компании. Люди привыкают к одной форме, а тут вдруг начинают получать совершенно другую. Привыкают месяцами. Единая квитанция помогла бы решить эту проблему.

Удобно, но затратно

Разделение суммы оплаты на индивидуальное потребление и общедомовые нужды коммунальщики тоже находят своевременным — все больше многоквартирных домов оснащаются общедомовыми приборами учета. Однако ждать, что с появлением такой графы в квитанциях порядок в оплате «коллективного» тепла, света и воды наведется сам собой, не стоит, считают специалисты: все зависит от того, насколько добросовестно управляющие компании будут не только выписывать счета, но и контролировать их оплату.

— Сама форма квитанции теоретически удобна, и вся информация, содержащаяся в ней, должна быть прозрачна для потребителя. Но на управляющие компании она возлагает дополнительную ответственность, — отмечает председатель общественной организации «Союз старших домов» Ирина Сивакова. — Так, например, у нас до сих пор процветает система, когда одни жильцы платят за общедомовое потребление, а другие — нет. А долг из месяца в месяц копится и автоматически делится на всех. В итоге добросовестные плательщики рассчитываются и за себя, и «за того парня». Правилами предоставления жилищно-коммунальных услуг, опубликованных в 307-м постановлении правительства России, предполагается, что управляющая компания должна четко отслеживать, кто из жильцов оплатил общедомовые нужды, а кто нет. Но делают это немногие. Возможно, с введением новой формы квитанции и сами плательщики, и управляющие компании стали бы контролировать этот процесс более тщательно.

Вопрос рассрочки оплаты задолженности за услуги ЖКХ или установку общедомовых приборов учета до появления новой платежки также решался при помощи каких-то других документов. Табличка в квитанции по оплате за коммуналку, в которой ежемесячно бы указывалась сумма платежа, проценты и остаток задолженности — очень удобная и наглядная, считают эксперты. Подробные сведения о перерасчетах — также весьма полезная вещь.

— Выяснить, на каком основании сделан перерасчет, плательщикам бывает непросто. Нужно обращаться в расчетный центр, делать сверки. Это отнимает время. А тут информация сама приходит на дом, — поясняет Роман Гупенко.

Между тем, несмотря на то что специалисты находят новую квитанцию удобной и логичной, ждать того, что все управляющие компании начнут использовать ее в своей работе в ближайшее время, не стоит — для большинства из них переход к новой форме неминуемо будет сопряжен с техническими сложностями.

— В областном центре есть управляющие компании, которые имеют собственные расчетные центры, но большинство пользуется услугами таких крупных специализированных организаций, как «Энергокомфорт Амур» и «Городской расчетно-кассовый центр», — говорит Ирина Сивакова. — Формы квитанций, предоставляемых ими, обслуживает определенное программное обеспечение, которое создается даже не в Амурской области. Захотят ли расчетные центры тратиться на новое — большой вопрос. Тем более что переход на единые квитанции пока имеет рекомендательную форму, а значит, остается делом доброй воли.

Мнение

Владимир Константинов

Начальник управления ЖКХ администрации Благовещенска:

— Приложение № 1 к приказу № 454 Министерства регионального развития называется «Примерная форма платежного документа», а значит, на данный момент она не является обязательной. Но я бы посоветовал управляющим компаниям обратить на этот документ внимание, так как нахожу его весьма прогрессивным. В каждом разделе есть существенные моменты, которые управляющие компании сегодня не используют при создании своих платежных документов. Так, например, в первом разделе вводится пункт: «количество проживающих». Во втором разделе 
есть справочная информация о задолженности за предыдущие периоды, аванс на начало расчетного периода и даже дата последней поступившей оплаты. Все остальные разделы также содержат нюансы, очень полезные для плательщика. Что касается управляющих компаний, я думаю, они также видят полезность новой формы, но для того чтобы внедрить ее единовременно для всех, компаниям пришлось бы понести существенные материальные затраты. Поэтому процесс перехода к единой квитанции может затянуться. Между тем каждому плательщику, независимо от того, в каком виде он будет получать квитанцию, я бы советовал изучить и новую форму, и методические рекомендации для ее заполнения, которые можно найти в приложении №2 к приказу. Там показано, как должны выполняться все расчеты по коммунальным платежам. Можно пополнить свои знания как потребителю и проконтролировать свою управляющую компанию.

Возрастная категория материалов: 18+