ЕГЭ – это проверка знаний за все 11 лет обучения в школе.ЕГЭ – это проверка знаний за все 11 лет обучения в школе.

«Нам усложнили задания!»

— Чтобы дальневосточные выпускники не выкладывали задания в интернет, Дальнему Востоку прислали контрольно-измерительные материалы, отличающиеся от тех, что достались выпускникам Центральной России, — эмоционально говорит Ольга Бородина, мама выпускника одной из благовещенских школ. — И под этим предлогом нам специально прислали КИМы посложнее, чтобы завалить наших детей и они не смогли поступить в московские и питерские вузы. Поэтому у нас почти четверть выпускников провалили математику!

У родителей одиннадцатиклассников, недовольных результатами ЕГЭ по математике, сегодня популярна именно такая версия. Ее опровергают специалисты. 

— Ничего подобного, задания были решаемыми, и такого, что одни регионы получили задания сложнее, а другие легче, не было, — подчеркивает Виктория Еремина, председатель конфликтной комиссии, доцент кафедры информационных и управляющих систем АмГУ, кандидат физико-математических наук. — Все КИМы были аналогичны по структуре и наполнению. 

Другой вопрос, что КИМы отличались от демоверсий, которые в течение года прорешивали одиннадцатиклассники, готовясь к ЕГЭ. 

Части А (источника «легких» баллов) уже три года как нет, часть В — это задания, которые решаются в одно действие, и экзаменуемому необходимо внести в бланк лишь готовый ответ, и, наконец, часть С — это геометрические задачи и тригонометрические уравнения, где нужно показать умение решать задачи в несколько действий. 

Часть В проверяет федеральный центр, а часть С проверяют в регионе, и именно по недочетам в части С принимает апелляции областная конфликтная комиссия. Как правило, комиссия принимает сторону выпускника, и когда есть возможность, старается добавить балл в его пользу. Но в этом году данный принцип не сработал. 

— Дело в том, что во многих школах учителя открыто сказали слабым ученикам: за часть С даже не беритесь, это вообще не для вас! И тем самым они лишили ребят шанса сдать ЕГЭ и получить аттестаты, — говорит Виктория Еремина. — То есть получается, что к части С слабых учеников просто-напросто не готовят. И в этом кроется причина, почему те, кто пришел на пересдачу, не смогли повысить свои баллы. 

На апелляцию — всем классом

Выяснилось, что не все учителя владеют ситуацией текущего года: изменились критерии, изменились задания части С. Некоторые педагоги, приезжавшие со своими учениками подавать апелляции, пытались апеллировать к части В, хотя принимались апелляции только в части С. 

— Причина в том, что учителя редко приезжают на курсы, как правило, едут одни и те же, — говорит Людмила Филонова, председатель предметной комиссии ЕГЭ по математике, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой естественно-математического образования областного института развития образования. — Потом мы видим, что у них хороший результат. 

Администрации школ тоже должны быть заинтересованы и должны присылать своих учителей на курсы, считают специалисты. Они же потом все равно приезжают со своими учениками в конфликтную комиссию. Были случаи, когда в одном классе оказывалось по 15 двоек. И почти весь класс во главе с педагогом приезжал подавать апелляции. 

Еще одна причина — профессия учителя математики и физики перестала быть популярной. В БГПУ третий год подряд нет набора на это направление подготовки, хотя раньше набирали по 100 человек, и на эту специальность был конкурс. В результате в некоторых школах математику ведут учителя физкультуры, технологии. Урок превращается в чтение параграфа и рассмотрение решенных задач. 

Хотите в вуз — берите репетитора

Людмила Филонова сама работала учителем математики и на первом родительском собрании в 11-м классе принесла варианты ЕГЭ прошлого года. Родители убедились, что они сами могут набрать баллы, достаточные для преодоления минимального порога, поняли, что экзамен сдать можно. 

Родители стали союзниками учителя: обеспечивали явку детей на консультации, приобретали дополнительные тетради и учебные пособия. 

— Говорить, что подготовить к экзамену может только школьный учитель, тоже неправильно, — продолжает Людмила Витальевна. — Ведь у каждого ребенка свои потребности. В чем плюс ЕГЭ: один раз сдали экзамены, и можно сразу поступать в любой вуз. Если ученик собирается поступать в вуз, он уже в 10-м классе знает, что ему нужны высокие результаты. В той системе, которая сегодня сложилась в школе, учитель в рамках школьного расписания ребенка к высоким результатам не подготовит. Тут поможет репетиторство. 

Кстати, те ребята, кто получил максимальные результаты на ЕГЭ по математике, как правило, занимались с репетиторами. Лучшие результаты у тех, кто занимался в научных обществах и принимал участие в олимпиадах.

Слишком взрослые

Еще одна причина низких результатов – отсутствие мотивации к учебе у самих старшеклассников. Не секрет, что некоторые выпускники, и особенно выпускницы, еще не встав из-за школьной парты, уже успевают вступить в гражданский брак. И на уроках они — редкие гости, у них уже другие интересы и другие проблемы. Нередко в 10—11-й класс деревенские ребята идут не для того, чтобы получить образование, а чтобы «досидеть до армии». Родители не хотят отпускать их после 9 классов в областной центр поступать в профучилище или колледж, ждут, когда они повзрослеют. Пусть плохо учатся, зато живут дома, под присмотром. 

Верните калькулятор!

 Типичные ошибки, которые допускают сами выпускники на экзамене, — невнимательное прочтение условий задач и отсутствие навыков самоконтроля. Например, в задаче требуется вычислить, с какой скоростью теплоход плыл по течению. Экзаменуемый записывает в ответ скорость течения реки, забыв, что это лишь один из этапов решения задачи. 

Если выпускник решил задачу верно, еще не факт, что он правильно напишет ответ. Он может в трехзначном числе переставить местами цифры. Или, если в задании требуется указать ответ (например, десять тысяч) в тысячах, выпускник пишет не 10, а 10000. 

Иногда школьники знают, как решать, но делают ошибки в вычислении на листочках, когда умножают столбиком. Если разрешить пользоваться калькулятором на экзамене, ошибок будет меньше. 

— От участников ЕГЭ требуется внимательность и навыки самоконтроля, ведь математика — наука, любящая точность, — говорит Людмила Филонова, председатель предметной комиссии ЕГЭ по математике. — Но неправильно обвинять в низких результатах только учителей или только учеников, к ЕГЭ должны быть готовы все участники образовательного процесса. 

Лидеры 

Есть территории, которые из года в год показывают хорошие результаты на ЕГЭ по математике. Это Углегорск, Благовещенский, Зейский, Магдагачинский, Михайловский и Тындинский районы. Там хорошая плеяда учителей-математиков. 

 Аутсайдеры 

Традиционно слабые результаты показывают Райчихинск, Бурейский, Свободненский, Серышевский и Сковородинский районы. В Сковородинском районе, например, в прошлом году треть учащихся не справилась с математикой.

Возрастная категория материалов: 18+