Какой будет оплата по новой квитанции, потребители узнают только в конце сентября.Какой будет оплата по новой квитанции, потребители узнают только в конце сентября.

Сюрприз от РКЦ

«Позвоните в РКЦ и передайте показания счетчиков!» — с таким призывом обратились к благовещенцам СМИ в конце августа от имени компании «Энергокомфорт «Амур». На передачу показаний по телефону или интернету дали всего несколько дней, объяснив, что новые правила установлены федеральным законодательством. Необычное предложение коммунальщиков вызвало ажиотаж. Кто-то сетовал на невозможность дозвониться по указанным телефонам, кто-то назвал новые правила самодеятельностью и решил никуда никаких сведений не подавать. Те же, кто получает квитанции по квартплате от управляющих компаний и к «Энергокомфорту» отношения не имеет, и вовсе растерялись: если закон федеральный, то он должен быть единым для всех. В таком случае, куда же звонить им?

Между тем, как уверяют сами коммунальщики, разобраться в возникшей путанице не так уж сложно. Закон, на который они опираются, действительно существует и предписывает всем самостоятельно сообщать об объеме потребленных ресурсов в свой центр приема платежей. Правда, делать это нужно с сентября. Попытка организовать людей к такой работе в августе носила рекомендательный характер. До 28 августа в «Энергокомфорт «Амур» с информацией о показаниях счетчиков обратились далеко не все абоненты, но коммунальщикам удалось добиться главного — привлечь внимание горожан к грядущему нововведению.

— Обязанность потребителя сообщать собственные показания приборов учета предусмотрена в постановлении правительства России № 354, — отмечает исполнительный директор ООО «Энергокомфорт «Амур» Денис Кобылкин. — Она ежемесячная и начинается с 23 сентября. В течение трех дней граждане будут обязаны сообщить нам всеми доступными способами показания приборов учета, чтобы мы до первого числа месяца, следующего за расчетным, могли сформировать и выставить абоненту квитанцию, в которой уже будут указаны эти показания. Таким образом, законодатель урегулировал, что оплата за потребление текущего месяца должна отображаться в квитанции, предоставляемой за этот месяц. До этого абоненты, оплачивая услуги ЖКХ, самостоятельно вписывали в квитанцию потребленные киловатт-часы и кубометры. Но платили за это потребление с опозданием на месяц. К примеру, человек оплачивал квитанцию за июль до 10 августа. А показания счетчиков в ней были июньские. Теперь все приведено в соответствие «месяц в месяц». 

Получать оплату за свет и воду по счетчикам месяц в месяц с сентября планирует «Энергокомфорт «Амур», который обслуживает порядка 45 тысяч абонентов. Остальным потребителям узнать о том, куда представлять сведения, нужно в своих управляющих компаниях. Тем, чьи дома находятся на непосредственной форме управления, нужно найти название организации-получателя в своей квитанции и позвонить по указанным здесь же телефонам. Одно абсолютно точно — соблюдать закон придется всем, говорят специалисты, так как в противном случае сработают санкции. Если данные от абонента не будут поступать в расчетный центр в течение одного-трех месяцев, то оплата за ресурсы в это время будет начисляться по среднемесячному показателю за последние полгода. После этого потребителю придется рассчитываться с коммунальщиками по нормативам потребления, независимо от того, сколько накрутил их счетчик.

Успеть за три дня

Три дня для подачи сведений — небольшой период. Смогут ли за это время в РКЦ принять десятки тысяч звонков, ведь не все умеют пользоваться интернетом? Это, пожалуй, главное опасение. Насколько усложнит нововведение жизнь собственникам, коммунальщики однозначно говорить не берутся. Но отмечают, что сделают все для того, чтобы все успели выполнить свою обязанность в срок. 

— Мы разрабатываем и, вполне возможно, к моменту реализации закона запустим Личный кабинет для потребителя, — комментирует Денис Юрьевич. — Это даст возможность абоненту отражать показания приборов учета онлайн. Электронные письма также будут приниматься. Для тех граждан, которые пользуются телефонами, мы ввели еще четыре номера, по которым можно будет передать нам информацию. Это прямые номера, которые работают вне зависимости от загруженности АТС. Также будут размещены ящики для приема показаний, вероятно не только в РКЦ, но и в общественных местах. Прорабатываются различные варианты, как сделать процедуру удобной и безболезненной для клиента. Эту задачу, кстати, нам поставило и правительство Амурской области. Они держат ситуацию на контроле.

Контролировать и принимать живое участие в решении проблемы стараются и в благовещенском управлении ЖКХ. Так, например, отдел по работе с управляющими компаниями будет отслеживать, как «управляйки» отработают нововведение со своими клиентами. Они должны проинформировать, успокоить людей и помочь привыкнуть к новым правилам.

— Мы инициировали проведение общих собраний собственников по всему городу, — рассказывает начальник отдела Елена Зайцева. — Это необходимое мероприятие, так как на данный момент многие собственники агрессивно настроены к принятию новых условий. Люди не готовы переломить свое сознание и перейти на новую форму работы. Наша задача — снять социальную напряженность. А для этого людям надо разъяснить все простым и понятным языком, чтобы они поняли, что ничего страшного не произошло. Сейчас в городской администрации утверждается график проведения собраний собственников. Уже в сентябре мы начнем эту работу. Будем контролировать район за районом по утвержденному регламенту. Управляющие компании должны будут представить нам отчеты о проведении собраний, протоколы.

«Управляйки» — в помощь

Существуют и другие варианты, которые могли бы упростить соблюдение новых правил, но над ними стоит поработать, отмечают специалисты. В частности, жильцы могли бы делегировать работу по снятию показаний счетчиков и их последующую передачу в расчетные центры своим управляющим компаниям. Но для этого в своем желании собственники должны быть единодушны. 

— У управляющих компаний есть полномочия ежемесячно предоставлять показания по приборам учета. Но в большинстве случаев эта обязанность у нас лежит все же на собственниках, так прописано в договорах, — комментирует начальник юридического отдела общественной организации «Союз старших домов» Владислав Сиваков. — Поэтому для того чтобы реализовать эти возможности на практике, нужно провести общее собрание, внести соответствующие изменения в договор управления, и тогда это станет обязанностью управляющих компаний. Но технически это непросто реализовать. Для того чтобы снять показания с внутриквартирных счетчиков, потребуется стопроцентная гарантия доступа сотрудника УК в жилое помещение. Но все ли его смогут предоставить именно в указанные три дня — большой вопрос. Да и сами управляющие компании, по большому счету, не могут быть в этом сильно заинтересованы — это лишняя работа, лишние расходы. Ведь если это не заложено в услуги по управлению, то организации придется нанимать специального человека, платить ему зарплату. Это повлечет за собой рост тарифа на техобслуживание. Здесь нужна инициатива и взаимное согласие собственников и управляющих компаний.

Еще один альтернативный способ передачи информации — обзавестись специальным оборудованием, которое сможет сделать это за человека.

— Существуют приборы учета с дистанционной передачей данных, которые освобождают человека от обязанности ежемесячно самому проводить эту работу, — рассказывает Денис Кобылкин. — Это счетчики нового поколения со встроенными модемами, которые работают от GSM-карты. Такое оборудование, правда, пока не имеет широкого распространения, но оно есть в Благовещенске, и собственникам нужно навести справки в своей управляющей компании о том, как его можно установить и сколько это будет стоить.

Установка современных счетчиков, по словам коммунальщиков, помогла бы не только избежать неудобств, но и вести еще более точный учет ресурсов и обеспечила бы более эффективное энергопотребление.

Субсидию сдвинут по срокам

Новые сроки подачи показаний счетчиков повлекли за собой проблему для тех абонентов, которые получают субсидию на оплату коммунальных услуг. 

— К нам каждый день обращаются люди, которые переживают за то, что не будут успевать получить субсидию, — отмечает Владислав Сиваков. — Раньше человек должен был прийти в отдел по начислению субсидий до 25-го числа и предъявить квитанцию — подтвердить, что задолженности нет. Сейчас же получается, что 25-го числа собственник только будет снимать показания счетчиков, а квитанцию получит позже. Субсидию получить он действительно не успевает.

Решить вопрос пообещали городские власти.

— В администрации уже готовится проект о внесении изменений в постановление о предоставлении субсидии. Документ не будет предусматривать изменения порядка предоставления субсидии для собственников, сдвинутся только сроки, — отметила замначальника отдела по работе с управляющими компаниями управления ЖКХ администрации Благовещенска Елена Зайцева.

Общий дом — общий долг

Обязательная графа «общедомовые нужды» (ОДН) в квитанциях по оплате за коммуналку — еще одно нововведение, к которому предстоит привыкнуть амурчанам. До сентября ОДН уже оплачивали те, в чьих домах установлены общедомовые приборы учета. Теперь это будут делать все без исключения. Жильцов домов, в которых коллективных счетчиков нет, будут рассчитывать по нормативам потребления общедомовых ресурсов, утвержденным правительством области. Рассчитать норматив для каждого конкретного абонента должны будут поставщики ресурсов.

— Хочется обратить внимание потребителя на ту единицу измерения, на которую устанавливается норматив. Для каждого абонента он будет рассчитываться на часть площади нежилых помещений, а не на площадь его квартиры, — поясняет исполняющая обязанности начальника управления по государственному регулированию цен и тарифов Амурской области Ольга Личман. — Грубо говоря, будет посчитана общая площадь подвалов, чердаков, лестничных клеток и разделена на количество абонентов, но не равными долями, а в пропорции, зависящей либо от количества проживающих в квартире, либо от площади квартиры. Как именно — будет определено в ближайшее время.

Между тем, как отмечают коммунальщики, в первое время в некоторых домах с расчетами и выставлением счетов за общедомовое потребление ресурсов могут возникнуть некоторые сложности. У многих из них отсутствуют документы, подтверждающие площадь нежилых помещений. Поэтому, прежде чем выставлять счета, управляющим компаниям этот вопрос придется прояснить.

— У многих многоквартирных домов отсутствуют технические паспорта, — делится подробностями Денис Кобылкин. — На примере наших абонентов могу сказать, что это примерно половина из всех обслуживаемых нами домов. Это в основном старые дома или те, которые сдавались в неустановленном порядке. Поэтому работу по выполнению замеров площади нежилых помещений в таких строениях нам придется организовывать за свой счет и потом компенсировать затраты через тариф. 

Кстати, у введения нормативов за общедомовое потребление есть неоспоримый плюс, говорят специалисты. Теперь каждый человек будет видеть свой личный долг за ОДН в квитанции, и даже если в доме будут неплательщики, схема, при которой можно было бы разделить их задолженность на остальных жильцов, теперь невозможна.

Сверхтариф подождет

Еще одна коммунальная страшилка — так называемый сверхтариф, который придется платить людям за излишнее потребление ресурсов. Речь идет об установлении для населения социальной нормы потребления электроэнергии, воды, тепла, превысив которую, собственникам придется расплачиваться по повышенной ставке. Многие ожидают, что подобная практика будет введена и в Приамурье. Однако специалисты утверждают, что сверхтариф нашему потребителю пока не грозит.

— На территории России есть несколько регионов, в которых установлен тариф на электроэнергию в рамках социального потребления и свыше нормы социального потребления, — рассказывает Ольга Личман. — Список регионов планируется расширять, но Амурская область пока в этот список не входит. Федерального закона, в котором было бы это прописано, мы пока не видели. Таким образом, как минимум, в 2013 году сверхтариф у нас точно введен не будет. 

За тепло — по-старому

Много разговоров ходит вокруг изменения правил расчета за тепловую энергию. В ряде СМИ появилась информация о том, что новый закон предусматривает сезонную разбивку. То есть взимать плату за тепловую энергию с потребителя теперь должны будут только во время отопительного сезона, а не в течение года равными долями, как было раньше. Специалисты утверждают: эти правила действительно начнут работать в Приамурье, но не со следующего года, а гораздо позже. Для их введения установлен переходный период.

— 27 августа было внесено изменение в 354-е постановление правительства в части оплаты за отопление, — отмечает Ольга Личман. — Это постановление предусматривает переходный период на 2012 — 2014 годы и дает право субъекту самому выбрать, каким образом будут рассчитываться нормативы на отопление. Предлагается два разных способа. Во-первых, можно будет посчитать нормативы отопления по новым правилам, но применить коэффициенты, которые позволяют распределить данную услугу не на отопительный период, а на год. Разница с существующим в том, что нормативы разделяются на индивидуальное потребление и общедомовые нужды. Второй вариант расчета — традиционный, при котором не выделяется потребление внутриквартирное и общедомовое. Его законодатели также разрешают оставить до конца 2014 года. Какой из этих способов выберет правительство области, станет известно к началу отопительного сезона.

Шкала нормативов пестрит разнообразием

Новые нормативы на большинство коммунальных ресурсов для Приамурья уже установлены. Ознакомиться с ними можно на сайте управления по государственному регулированию цен и тарифов Амурской области www.tarifamur.ru. Однако для того чтобы разобраться в том, кто, сколько и за что будет платить, собственникам придется постараться — градация типов жилья существенно расширена. На данный момент дома дифференцируют по более чем 23 видам благоустройства (раньше их было менее 10). На каждый вид установлены нормативы, как на индивидуальное, так и на общедомовое потребление.

— Как изменится оплата по квитанции за коммунальные услуги, сейчас сказать сложно, — отмечает Ольга Личман. — Ведь в разных домах разная площадь нежилых помещений и разное соотношение этой площади к площади жилых помещений, а также разное количество проживающих. Начисление по новым нормативам будет проведено за сентябрь. Изменения можно будет проследить в своей квитанции. Кстати, когда будут приняты все нормативы, собственники смогут сами рассчитывать свою квартплату. В помощь им на нашем сайте есть услуга «калькулятор тарифов».

Как изменились тарифы в 2012 году

Холодное водоснабжение — снизился на 1,9%

Горячее водоснабжение — повысился на 3,1%

Водоотведение — повысился на 17,3%

Отопление — повысился на 2%

Электроэнергия — повысился на 3%.

Возрастная категория материалов: 18+