• Лидия Михайловна Гордиенко поселилась в первом доме, который построили в селе. Фото: Андрей Оглезнев
  • Дед Вова — первый парень на деревне. Правда, признается — ревматизм замучил. Фото: Андрей Оглезнев
  • Жители Хохлатского — настоящие патриоты. Фото: Андрей Оглезнев
  • Лидия Михайловна подарила АП сумку почтальона. Фото: Андрей Оглезнев

История имени неизвестна

Согласно «Топонимическому словарю Амурской области», село Хохлатское было основано на левом берегу реки Горбыль в далеком 1905 году. Правда, авторы словаря чистосердечно признались, что история имени неизвестна, хотя ответ вроде бы и лежит на поверхности.

— Хохлатское — первое село, самое старое в Чергалинском сельском поселении, — рассказала глава Чергалинского сельсовета Елена Ядыкина. — Сказать, откуда были первые жители, уже точно не сможем. Может быть, помогут старики, которые прожили в Хохлатском всю жизнь, а молодых в селе почти и не осталось.

12

дворов из 38 осталось в селе Хохлатском Ромненского района. В основном все жители — пенсионеры

От Чергалей до Хохлатского всего несколько километров. Между ними — дом Сергея Харченко. Его мама практически всю жизнь прожила в Хохлатском.

— Откуда название села появилось, не знаю. Мать, может, и рассказывала, но я не помню, — не помог в нашем историческом поиске мужчина. — Знаю, что изначально Хохлатское строилось подворьями — хуторками, которые были отделены друг от друга перелесками. Такие обособленные хутора на Украине были. Может, и первые жители — переселенцы оттуда?

Вся жизнь на почте

Первое здание на въезде в Хохлатское — почта. Правда, письма и газеты сюда давно не привозят, но ярко-синий ящик с гордым названием «Почта России» сохранился. Следит за его сохранностью одна из старейших жительниц Лидия Михайловна Гордиенко.

— Проходите в хату — все, что знаю, расскажу, — гостеприимно предложила пожилая женщина. — Прожила я в Хохлатском, считай, с 1957 года, а с 60‑го уже стала на почте работать. И отработала без малого 47 лет. Раньше писем было много, во всех дворах газету выписывали, да не одну. И письма сейчас не пишут люди — все по телефонам разговаривают.

Село Хохлатское было основано на левом берегу реки Горбыль в далеком 1905 году, но авторы «Топонимического словаря Амурской области» чистосердечно признались, что история имени неизвестна.

Лидия Михайловна представила свою версию происхождения Хохлатского и даже назвала фамилии его основателей.

— Хохлатским село назвали в честь первого жителя — Хохлова. Он и Левченко первыми построили именно эту хату — вот эту как раз, в которой я живу, — высказала гипотезу Лидия Михайловна. — Строили для себя — на века. Сами посмотрите, какие бревна толстые, потолки высокие — не зря этот дом позже под почту приспособили. Говорят, и Хохлов, и Левченко с Украины приехали.

Переселенцы из Незалежной — привычный факт для амурского Хохлатского во все времена.

— Я тоже переселенка из Харьковской области, — перешла на историю своей семьи Лидия Гордиенко. — Отца у меня не было, я его и не видела никогда. Мне было 11 лет, когда мы там погорели. Мама, я и две сестры с Украины сюда приехали — думали, жить легче будет.

Но и на амурской земле жизнь поначалу была несладкой.

— Одной из сестер косилкой ногу сильно порезало, так, что работать она не могла, — продолжила рассказ пенсионерка. — А тогда больничных не было, денег никто не платил. Она обиделась, что ей не помогли, забрала вторую сестру, и они обратно уехали в Харьковскую область. А мы с матерью остались, после войны больно уж натерпелись на Украине — там было холодно, голодно.

После восьми классов Лидия Гордиенко пошла работать. Сперва в соседнюю Райгородку — в сельской библиотеке книжки выдавала, да в клубе заведовала, — а потом в Хохлатском на почте телефонистка понадобилась.

— Я за это время сама замуж вышла и двойню родила — двух девок сразу. Жили всей большой семьей в соседнем крохотном домишке, а в этом доме почта была. К 1974 году, когда ремонт здесь делали, у меня уже четверо ребятишек было — все девчонки. Предложила местным властям поменяться — почту в нашем доме организовать, а нам всей семьей сюда въехать. Так и решили.

Письма, газеты, пенсии Лидия Михайловна разносила по Хохлатскому до самого 2008 года — зимой пешком, летом пересаживалась на велосипед.

— За 47 лет непрерывного стажа заработала себе пенсию аж в 10 тысяч рублей, и то две тысячи за инвалидность доплачивают, — грустно шутит пенсионерка. — Но я не жалуюсь, самое главное — детей всех выучила, все работают, не пьют, не курят. Семь внуков у меня, тоже ни один не курит.

Хохлатским село назвали в честь первого жителя — Хохлова. Он и Левченко первыми построили хату, на века. Говорят, и Хохлов, и Левченко с Украины приехали.

Телевизор в доме бабы Лиды не выключается, важно не пропустить последние новости с далекой и почти забытой родины — Украины.

— За тем, что там сейчас творится, слежу, — вздохнула баба Лида. — У меня в Харьковской области четыре племянницы и два племянника остались. Пока на Украине спокойно было, писали письма, а сейчас потеряла с ними связь. И не знаю, как они там живут. Смотрю новости и плачу.

Сосед бабы Лиды Владимир Михеев больше озабочен более насущными проблемами.

— 41 год отпахал в совхозе, теперь ноги болят — ревматизм. Надо бы снег с крыши счистить, а не могу, — пожаловался пенсионер. — Новости про Украину смотрю, хотя сам родом не из тех краев — родители из Сибири приехали, а сам я уже амурский, всю жизнь тут живу, 74-й год уже. Раньше село большое было — тут клуб стоял, магазин, больница работала. Всех беременных к нам везли. А сейчас даже магазина в Хохлатском не осталось — машина с товарами два раза в неделю приезжает.

Изначально Хохлатское строилось подворьями — хуторками, которые были отделены друг от друга перелесками. Такие обособленные хутора на Украине были.

Хотя свои соображения о названии родного села у деда Вовы есть.

— Да хохол тут все строил, поэтому село так и назвали, а фамилию его я забыл. А место переселенцы из‑за красоты выбрали! Вы к нам летом приезжайте — сами увидите.

Первый хохол на селе

Отыскать корни Хохлатского нам удалось в доме у Нины Андреевны Мальцевой.

— Из-за моего деда село Хохлатским и назвали, — уверенно заявила пенсионерка. — Мой дед приехал сюда, в каком году, точно и не вспомню уже, тогда здесь одна тайга была. Он с другими мужиками на месте лес пилил и ставил дома. А так как дед приехал с Украины, то ему и прозвище соответственное дали — хохол. Отсюда и пошло название. А на самом деле его звали Потап Силович Ильинко. Рассказывал, что позже односельчане его часто ругали, что место в низинке выбрал. Говорили, на бугорке надо было село ставить. А дед объяснил, что больно место красивым было. Дед мой прожил чуть ли не сто лет и никогда не жалел, что из хохла превратился в амурчанина.

Хотя потомкам Потапа Силовича на новом месте порой совсем непросто жилось.

— Тяжелее всего во время войны было — до сих пор больно вспоминать, — украдкой вытирает слезы Нина Андреевна. — Мама всю картошку, что выращивала, сушила и на фронт отправляла, а сами гнилую ели, да замерзшую. Я всю жизнь дояркой отработала, а теперь ни рук, ни ног не чувствую.

Из-за деда село Хохлатским, Потапа Силовича Ильинко. Здесь одна тайга была. Он с другими мужиками на месте лес пилил и ставил дома. А так как дед приехал с Украины, то ему и прозвище соответственное дали — хохол. Отсюда и пошло название. Дед мой прожил чуть ли не сто лет и никогда не жалел, что из хохла превратился в амурчанина.

Но память об Украине до сих пор жива в сердце нынешних «хохлов», и не только в виде вышитых петухами рушников на столе.

— Сейчас как по телевизору Украину показывают, сразу плачу. Когда Крым и Севастополь в Россию вернули, «ура» кричала, — улыбнулась старушка. — С Украиной нас многое связывает. Помню, как в молодости я под «Севастопольский вальс» танцевала, про героев-моряков читала. В Киеве сестра родная живет, племянников много. Как у них дела сейчас — и не знаю.

Ретросумка в подарок

Провожали корреспондентов «Амурской правды» всем Хохлатским. Уже на выезде машину остановила Лидия Михайловна Гордиенко.

«Вот, нашла! — выдохнула селянка и вынесла настоящую сумку почтальона, с которой отходила много лет. — Это вам в подарок за то, что не забываете про жителей Хохлатского».

На обратном пути фотокорреспондент Андрей Оглезнев, растроганный дорогим подарком, решил подписать бабу Лиду на «Амурскую правду» — чтобы в почтовом ящике на ее доме опять появились свежие газеты, чтобы амурское село с украинскими корнями Хохлатское, историю которого мы узнали, продолжало жить!