• Фото: Архив АП
  • Фото: Архив АП

Мясо со справкой

Раннее субботнее утро. На уличных торговых рядах рынка ВДНХ в разгаре выкладка товаров. Клетки с петухами, банные веники, контейнеры с медом, замороженные куриные тушки — традиционное рыночное разнообразие. Окинув взглядом весь ассортимент, госинспектор направляется к прилавкам с мясом. Едва заприметив на горизонте специалистов Россельхознадзора, фермеры уже достают из микроавтобуса ветеринарно-сопроводительные документы на продукцию. Отсканировав QR-код через программу «Меркурий» в телефоне, сотрудник в форме убеждается: товар свежий, все справки в порядке.

Следом по тому же принципу проверяются торговые места у рынка ГСТК в микрорайоне, маленькие стихийные базары на улицах Кантемирова и Текстильной в районе КПП. С каждым новым пунктом рушатся надежды журналиста АП на горячий репортаж с изъятием свинины без документов — торговля сельхозпродукцией идет без нарушений.

— Люди уже поняли, что это не шутки. Очень легко попасться, заплатить штраф и даже остаться без мяса, — объясняет ситуацию Антон Сергеевич. — За торговлю свининой без документов придется отдать пятьсот рублей, а за перевозку — уже три тысячи.

Поросята вне закона

Африканская чума свиней — высоко заразное заболевание. Вирус АЧС способен долгое время сохраняться в природной среде, а риск заражения остается даже через несколько месяцев после снятия карантина. Амурские ветврачи били тревогу и пытались донести эту информацию до фермеров с августа прошлого года. Животноводы сначала противились отдавать свиней и мясо на уничтожение, затем не хотели прекращать продажу, разведение, перевозку свинины и живых поросят. Рискуя благополучием сельского хозяйства всего региона, пытались сделать это тайно. Стабилизировать обстановку удалось только в этом году.

6

месяцев с момента снятия карантина нельзя забивать, продавать и вывозить свиней во второй угрожаемой зоне

— Несмотря на то что в первой угрожаемой зоне нельзя заводить свиней в течение года после снятия карантина, такие случаи были зафиксированы в Ивановке и Завитинске в конце прошлого года, — рассказал начальник управления ветеринарии области Сергей Самохвалов. — Люди были привлечены к административной ответственности и получили предписания ликвидировать свиней методом убоя.

Специалисты ветуправления до сих пор зорко следят за территориями, попавшими летом и осенью прошлого года в карантин по африканской чуме свиней. В первой и второй угрожаемых зонах проводятся подворовые обходы, собрания граждан, селянам под роспись раздаются памятки, как предотвратить новые вспышки заболевания. Во второй угрожаемой зоне ветеринары регулярно производят забор крови у хрюкающих, чтобы исследовать ее на наличие вируса АЧС.

WhatsApp под контролем

В то же время на дорогах и рынках области проходит тщательный контроль оборота животноводческой продукции. Сотрудники Россельхознадзора досматривают грузы на посту ДПС и в пассажирских пунктах пропуска через госграницу. В середине ноября ушедшего года селяне пытались вывезти из второй угрожаемой зоны партию живых свиней. Нарушение было зафиксировано, а груз отправлен обратно.

Отдельное направление — мониторинг продаж мясной продукции через Всемирную паутину. Сегодня купить мясо с доставкой на дом — весьма распространенная услуга в Благовещенске. Потребители считают ее удобной, в том числе из-за выгодной цены. Клиенты думают, что приличная скидка объясняется отсутствием наценки за арендную плату торговой точки. Но часто это не единственный пункт, на котором экономят бизнесмены.

«Если продавец не может предоставить информацию о качестве продукции, она признается опасной и не подлежащей обороту, — говорит госинспектор регионального Россельхознадзора Антон Лысенко. — Мы составляем протокол за реализацию мяса без документов и выносим предупреждение предпринимателю. За повторным нарушением следует изъятие товара с передачей на ответственное хранение и последующим уничтожением».

Многие из них игнорируют и прохождение санитарно-ветеринарной экспертизы, ведь при покупке мяса с рук справки о состоянии здоровья убитого скота никто не требует. «Это порочная практика. Ведь мы даже не знаем, что за мясо нам привезли и в каких условиях животное было убито», — отметил министр сельского хозяйства Амурской области Олег Турков.

«Копченка», «Варенка», «Сырое мясо», «Фермерская продукция», «Домашнее амурское» — в такие whatsapp-группы добавляются члены инспекторского состава, чтобы отслеживать и пресекать попытки сбыта мяса без документов. Также люди в погонах — постоянные гости специализированных сайтов с объявлениями.

— Мы не имеем права раскрывать все инструменты работы. Подходов много, для результативности мы вынуждены их постоянно менять, — призналась начальник регионального управления Россельхознадзора Яна Любченкова. — Как итог: после нескольких штрафов продавцы стали ответственнее подходить к делу, сразу в объявлении прикрепляя документы.

«Амурская» свинина из Бурятии

Но даже наличие документов не страхует потребителей от обмана, говорят сотрудники Россельхознадзора. Ушлые предприниматели наловчились спекулировать на проблеме нехватки домашней свинины в Приамурье. Не секрет, что многие мясоеды недолюбливают продукцию промышленного производства, считая ее не такой вкусной, как фермерская. Зная спрос на домашнее амурское мясо, бизнесмены покупают привозное у оптовиков на базах, размораживают, перефасовывают и выдают за свежий местный продукт.

3

тысячи рублей — штраф за перевозку животноводческой продукции без ветеринарно-сопроводительных документов, 500 рублей — за продажу

— Это распространенное нарушение, люди зарабатывают таким образом, — рассказывает Яна Владимировна. — В ходе одного рейда можем изымать до 50 килограммов псевдоамурского мяса. На самом деле оно приезжает из Забайкальского края, Бурятии или Кемерова.

Между тем обнаружить на прилавках свинину из мест, бывших на карантине из-за вируса АЧС, практически невозможно. Никто из продавцов не признается, что утаил мясо во время вспышки заболевания. Инспекторы фиксируют факт реализации продукции без документов, налагая штраф и снимая товар с продажи.

Вместо свиней — кролики

В ходе эпизоотического расследования стало ясно, что вирус АЧС пришел в Приамурье из Китая. В соседнем государстве, в том числе в провинции Хэйлунцзян, вспышки заболевания возникают регулярно на протяжении нескольких лет. Учитывая эмиграцию дикой фауны и ежедневные пересечения границы тысячами людей, амурское свиноводство остается под угрозой.

584

личных подсобных хозяйства и крестьянско-фермерских хозяйства пожелали перейти на альтернативное животноводство

— Мы должны быть постоянно готовы к этой опасности, — считает начальник управления животноводства и племенной работы министерства сельского хозяйства Амурской области Николай Лисиченко. — Политика России — уйти от производства свинины в КФХ и ЛПХ. Свиным мясом должны заниматься лишь хозяйства и организации, способные обеспечить 3—4 уровень санзащищенности.

Мелким фермерам предлагают отказаться от свиноводства и перейти на альтернативное животноводство. Осенью районные власти совместно с сельскими администрациями провели опрос среди населения, понесшего убытки из-за вируса АЧС. Селянам пострадавших районов было предложено заняться молочным и мясным направлениями разведения крупного рогатого скота, овцеводством, птицеводством и кролиководством. Заявки на животных оставили жители Благовещенского, Бурейского, Ивановского, Константиновского, Михайловского, Серышевского и Тамбовского районов. От участия в программе отказались лишь животноводы Архаринского района.

— Сейчас идет разработка и утверждение этих проектов, рассматривается возможность предоставления господдержки на приобретение животных и птицы, — говорит начальник отдела животноводства областного минсельхоза Светлана Дьякова. — Планируется, что к лету этого года планы воплотятся в жизнь.