• Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин

«Ангара» взлетит по плану

На стартовом столе под новую ракету кипят работы. Они уже на финишной прямой. Над площадкой, с которой полетит «Ангара», возвышается кабель-заправочная башня высотой в 17 этажей — до этой отметки по факту осталось полпролета.

— Уже произошел перелом. И мы видим шедевр конструкторской мысли — кабель-заправочную башню для ракеты «Ангара» всех классов: и легкой трехтонной, и тяжелой, и супертяжелой с водородной ступенью. Космодром строится на долгие годы вперед, то есть все решения, которые сегодня применяются в его инфраструктуре, понадобятся даже не завтра, а послезавтра. И ничего больше не надо будет строить — этот стартовый комплекс с большим запасом прочности, — констатировал главный космический чиновник страны. — Мы идем нормально, несмотря на кучу производственных проблем, которые есть на любой стройке. Планируем в декабре все основные работы тут завершить. Чтобы весной 2023 года здесь уже началось благоустройство, а технологи начнут монтировать и проводить испытания сложного оборудования. Все это должно завершиться в октябре 2023 года, потом два месяца — и пуск как вершина всей колоссальной работы.

На Восточном впервые в истории отечественной наземной космической инфраструктуры создан унифицированный технический комплекс, обеспечивающий компактное и комплексное выполнение всех операций — от приема составных частей ракеты, их подготовки, сборки, испытаний, заправки и до самого вывоза на старт.

По словам главы Роскосмоса, по плану движется и работа по созданию пилотируемых кораблей, и именно на Восточном пройдет серия испытаний. 

— Элементы пилотируемых кораблей находятся на испытаниях в нашем ведущем головном институте. Мы планируем, что в декабре 2023 года пройдут испытания комплекса «Ангара-1.2» — отсюда, с Восточного, стартует легкая ракета. Полезная нагрузка для нее определена — это будет «Аист-2Т». Это очень хороший аппарат высокого зондирования Земли, у него высокая степень разрешения, две камеры, — сообщил Рогозин.

Прототипом 17-уровневой кабель-заправочной башни на Восточном является аналогичный агрегат на космодроме Плесецк, но восточная башня учитывает потребности нового комплекса «Ангара», с помощью которого в дальнейшем будут отправлять космонавтов.  Так, на нее устанавливают два дополнительных помещения: чистовой отсек и тамбур. Они образуют кабину посадки космонавтов.

С января 2024 года начнется подготовка к испытаниям ракетного блока аварийного спасения пилотируемого корабля «Орел». На Восточном пройдут парашютные сбросы с участием тяжелых вертолетов, ракетчики отработают устранение аварийных ситуаций на кабель-заправочной башне. «Все испытания корабля должны закончиться к моменту развертывания нашей новой Российской орбитальной служебной станции. Время для этого есть, и идем планово», — подчеркнул глава Роскосмоса.

Санкции ударили по микроэлектронике

Санкции против России не повлияют на строительство космодрома Восточный, однако отрасль страдает из-за отсутствия заводов по микроэлектронике. И это производство нужно создавать в России, уверен Дмитрий Рогозин.

1584

баллона для хранения сжатых газов (воздуха, азота и гелия) объемом 1 000 кубометров каждый установлены на стартовом комплексе «Ангары»

— Отдельные агрегаты, конечно, есть, но это мелочи — мы это быстро заменили. Не отразились они и на ракетостроении, боевых ракетных комплексах, топливе. Но повлияли на мелкие элементы спецхимии — масла, краски. Но у нас есть химический комбинат в Башкирии, эти работы мы развернули, — отметил Дмитрий Рогозин. —  Что касается большого влияния санкций, то пострадало спутникостроение — это микроэлектроника. И это проблема не только нашей отрасли. Так как внутри страны нет этого производства, мы зависим от внешних поставок. Поэтому микроэлектронику нужно развивать. Считаю, что есть смысл подумать о национализации этих предприятий — сейчас они все находятся в частных руках. Их надо поставить под жесточайший контроль, а может быть, создать госкорпорацию, которая будет заниматься микро- и радиоэлектроникой. Потому что мы без этого не выживем. Здесь нужны решительные меры.

В Роскосмосе есть холдинг космического приборостроения, поэтому часть электроники уже начали производить отечественные предприятия.

— Любая страна, если ей перекрыть поставки микроэлектроники, будет испытывать трудности. Самое главное, что у нас есть, — дизайн-бюро и конструкторы, которые понимают, как создать эти микросхемы. Если совсем будет плохо, мы пойдем по опыту Советского Союза: когда микросхема подвергается мощной радиации в космосе и делается герметичный блок, который защищает ее. Да, аппарат будет чуть больше. Но ракеты у нас мощные, поднимут и его. Главное — чтобы цель была достигнута. Единственное негативное последствие — срыв сроков исполнения работ. В целом ракетно-космическая отрасль за счет того, что заранее начала готовиться к этим травматическим событиям, выглядит неплохо по сравнению с другими машиностроительными отраслями, — заключил Дмитрий Рогозин.  

Роскосмос ведет переговоры по коммерческим запускам со странами Азии

Побывал глава Роскосмоса и на комплексе «Союза». В этом году запуски ракет с британскими спутниками связи OneWeb отменили из того, что компания не предоставила гарантий невоенного использования спутников. Однако пуски, уже не коммерческие, продолжатся.

— Планируем пуски «Союза» с осени, — сообщил глава госкорпорации. — Мы завершили работу по переводу стартового комплекса «Союз-2» на новый вид топлива — нафтил. С сентября начнем стрелять. Коммерция с санкциями ушла — это понятно, поэтому в этом году пойдут федеральные пуски. Количество стран, которые способны зайти на коммерческие, равно количеству стран, которые не поддержали санкции против нашей страны. Арифметика очень простая. Безусловно, такие государства существуют, из них мы выделяем тех, у кого есть интерес к космосу и финансовые возможности, чтобы этот интерес материализовать. В ближайшие недели я буду встречаться с представителями этих стран — называть их не буду, чтобы не сглазить и чтобы на них не обрушилось внешнее давление. Это серьезные партнеры, которые хотят с нами работать, и уже мы прорабатываем такие контракты. В основном это Восток — средний, дальний, Юго-Восточная Азия.

Взлетка ждет спецтехнику

Первый самолет сядет на новой взлетно-посадочной полосе около космодрома Восточный в этом году.

— Никаких сомнений в этом не осталось, — подчеркнул глава госкорпорации.

До конца года будет готова взлетно-посадочная полоса около космодрома, а также авиадиспетчерская башня.

На Восточном полным ходом идет бетонирование взлетно-посадочной полосы будущего аэропортового комплекса, и ее очертания уже сформированы. Длина ВПП составит более трех километров: она сможет принимать любые типы современных пассажирских и транспортных воздушных судов. 

— В декабре примем первый самолет, — заверил Дмитрий Олегович. — Планируем, что на новую ВПП сядет самолет-лаборатория, который опробует полосу с помощью специальных датчиков.

Идет обустройство и других систем: например, монтажные работы идут в помещении производства сжатых газов. Тут установлены 10 компрессоров — для производства сжатого воздуха и гелия. Они необходимы для работы всей системы: это продувка трубопровода, заправка ракеты-носителя, термостатирования и всей пневмоарматуры. 

Что касается строительства аэротерминала, его планируют достроить позднее.

— Я принял решение, что сначала будет сделано то, что в первую очередь необходимо, — это полоса, которая будет принимать наши самолеты с необходимым оборудованием. А строительство терминала будет идти в следующем году, сдать планируем до конца 2024 года, — подчеркнул Дмитрий Рогозин.

Создание своего аэропортового комплекса на Восточном началось в 2021 году. Он обеспечит перевозку тяжелых и хрупких космических аппаратов, обслуживание пассажиров, а также поиск и спасение космических экипажей. Ожидается, что пропускная способность аэропорта составит порядка 250 человек в час.

Белорусы построят таунхаусы

1

дом на 132 квартиры готовы принять жильцы в микрорайоне Звездный, еще два многоквартирных здания достроят до конца года

Еще одним объектом визита Дмитрия Рогозина стал жилой микрорайон Звездный, в котором возводят дома для работников космодрома. Недостроенные предыдущим подрядчиком здания — большая головная боль, не скрывает глава Роскосмоса. С трудностями, но стройка идет. Сейчас готов дом на 132 квартиры, остались технические согласования. В здании одно-, двух- и трехкомнатные квартиры площадью от 40 до 80 квадратов.

— В дом, который уже готовится к сдаче, будем уже заселять жильцов. Еще два дома будут сданы до конца этого года. На дальнейшие дома зайдут уже белорусские строители. Большие дома строить не будем. Пойдем на малоэтажное строительство двух- и трехэтажных таунхаусов. У семей наших работников должна быть земля, чтобы хозяйка могла посадить огурчики-помидорчики, — объяснил Рогозин.  

Возрастная категория материалов: 18+