• Фото: Личный архив семьи Статешиных
  • Фото: Владимир Воропаев

Пернатые футболисты

Два страусёнка — это уже третье потомство экзотических птиц, которое супруги Статешины вывели в обычном инкубаторе. Австралийских эму родители троих детей выращивают у себя на участке в пригороде Благовещенска. На полученной от государства земле многодетная семья построила дом, разбила огород и разводит пернатое хозяйство.

Маленькие страусята живут в доме супругов, бегают в комнате по ковру, гоняют теннисный мячик, курлычут на своем языке. Одному из них уже придумали имя — Джек или Джессика, если окажется девочкой. Так звали их преданную собачку, которая долго прожила в семье.

— Очень сложно вырастить и вынянчить птенцов, — рассказывает владельца небольшого птичьего стада Ольга Статешина. — С рождения и до двух недель заводчики не хвастаются новорожденными, наблюдают за ними, а потом уже делятся информацией друг с другом — что эму развиваются нормально. Потому что только вылупившиеся из яйца птенчики — очень хрупкие создания. И, к сожалению, в выводке бывают птенцы с патологией. В этот раз мы заложили шесть яиц, из них вывелось пять птенцов и три почему-то были слепыми. Мы держали их до двух недель, кормили с рук, надеялись, что глазки откроются, но, увы.

По словам благовещенки, в прошлые годы на свет появлялись кривоногие птенцы. Одного они растили до двух месяцев, тот бегал, но ноги разбивал в кровь. Пришлось его убрать, чтобы не мучился. Негодное потомство не подлежит разведению. Очень жаль малышей, но подобная выбраковка бывает у всех птицеводов.

Полтора месяца ожидания

Долгих 53-55 дней лежит страусиное яйцо в инкубаторе. Режим практически тот же, что и для выведения цыплят, но влажность устанавливают поменьше. Партию яиц, из которых родились мартовские страусята, амурчане закупили у фермера из Подмосковья. Доставляли хрупкий груз авиакомпанией. Всего приобрели шесть темно-изумрудных яиц, каждое весом по 800 граммов. Покупка каждого обошлась в три тысячи рублей, не считая доставки.

— Первые яйца были из Таджикистана. Мы потом подумали, что птенцов надо было назвать восточными именами, чтобы лучше приживались: не Эммой, а Равшаной, — смеется Ольга. — В понедельник самолетом из Москвы прилетела еще одна партия страусиных яиц. Мы строго следим за тем, чтобы не было инбридинга — скрещивания близкородственных форм в пределах одной популяции организмов. То есть чтобы наши эму не были близкими родственниками, иначе это чревато всевозможными патологиями.

Строптивая Эмма

Сегодня на птичьем дворе бегает четыре взрослых страуса эму — две самочки и два самца. Капризная Эмма своим строптивым характером доставляет хозяевам немало переживаний: то сбежит на улицу, то отпинает хозяйку за непонравившийся рацион питания, то стянет шапку с головы. В общем, непредсказуемая дама.

— Вчера мы наконец убедились, что у нас не один, а два мальчика-эму. Понять пол этих птиц можно только к году: девочка бубнит, словно бьет в барабан, а самец — хрюкает. Наш годовалый самец, который родился в прошлом марте, захрюкал. Второй эму, тоже похожий на самца, пока еще молчит, ждем развития событий. В прошлом году врачи Благовещенской городской станции по борьбе с болезнями животных спасли ему жизнь — достали из пищевода кусок стекла. После операции первое время мы кормили его через капельницу.

Птенцов у эму выводит мальчик. Самочка снесет яйцо и убегает — у них не развит материнский инстинкт. Потом до восьми месяцев самец воспитывает свое потомство.

— Но у нас был опыт в прошлом году, которым я делалась со страусоводами. Наша самочка прекрасно приняла птенцов, отогнала от них строптивую Эмму и стала воспитывать. Все лето была с ними, потом зашла в сарайчик, показала, где будут зимовать. Здорово так, мы все этому очень удивились. Дети, если потеряют маму, зовут ее, а она отзывается, показывает, что рядом. До сих пор живет с тремя птенцами, а Эмма так одинокая ходит.

Конкурс имен

В июне хозяева страусиной мини-фермы откроют туристический сезон. Будут приглашать детей и взрослых в свою маленькую резиденцию, чтобы познакомить ребятню с экзотической для наших краев птицей. Летом можно будет поплескаться в лужах с малышами, а они любят купаться и даже умеют плавать.

Кстати, тогда же супруги Статешины объявят и конкурс — придумать имя птице, которая стала мамой для прошлогодних малышей. Победителя ждет приз — яйцо эму.

Гости смогут сфотографироваться с эму, покормить разномастную семейку. А любят потомки австралийских птиц кисло-сладкие яблоки. «Мы купили для маленьких эму специальных жуков, те их едят с удовольствием. А старшие не хотят, головой мотают — им яблоки подавай, и все. Если им не нравится еда, то будет лететь в разные стороны. Хозяев могут бить ногами. Вчера, например, Эмма не хотела, чтобы ее гладили, и поцарапала меня», — делится птичьими буднями благовещенский страусовод.  

Три года ожидания

Только через три года мартовские страусята смогут стать родителями. Самки эму начинают нести яйца в два года, а самцы становятся половозрелым к трем годам.

Внешне длинноногие питомцы амурчан тоже поменяются. Уйдет и малышковый пушок на голове, исчезнет мягкий подшерсток, оперение станет более жестким. Пока они подрастут, хозяева выведут еще птенцов. Пока спортивный интерес у Ольги с Александров не перегорел.

К слову сказать, полюбившаяся благовещенцам эму, которую многие называют страусом, — это совсем не страус. А птица из отряда казуарообразных. Она вторая по величине после страуса, на которого очень похожа внешне.

Возрастная категория материалов: 18+