По встречной полосе
В первые же дни пребывания в Афганистане испытываешь культурный шок от поведения местных на дороге. Официально в стране правостороннее движение, однако нам то и дело приходилось буквально протискиваться в плотном потоке встречного транспорта. При наличии пробки наш водитель Экром спокойно выкручивал до отказа руль и устремлялся в обратном направлении по противоположной полосе.
При этом ни одного грубого слова, оскорбления или угроз от других автомобилистов. Напротив, большинство притормаживали, прижимались к обочине и всячески старались уступить путь.
— Я ему тоже завтра уступлю, — то и дело спокойно парировал на наше недоумение Экром. — И судя по интонации и обстановке, это обращение адресовалось ко всему пятимиллионному Кабулу.
Что-что, а уступать дорогу афганцы умеют, порой наводя при этом полный хаос. Человеку, далекому от местных обычаев и менталитета, крайне трудно разобраться в этом беспокойном муравейнике. Ездят все не так, как нужно, а так, как удобно, причем не только себе, но и окружающим.
Если оживленный перекресток, то автомобили обязательно сбавляют скорость, водители молча смотрят друг на друга, оценивают коллегу по каким-то своим параметрам, иногда приветливо сигналят и где-то на ментальном уровне определяют право приоритетного проезда. Так продолжается изо дня в день, через каждый квартал.
Даже при столь видимой неразберихе за две недели нашего пребывания в этой стране мы так и не увидели ни одного столкновения. Правда, речь здесь идет скорее о врожденной аккуратности и уважении к ближнему, чем о мастерстве. Абсолютное большинство автомашин все же имеют видимые царапины. Но это такая мелочь, на которую в Афганистане просто неприлично обращать внимания.
При всех вышеперечисленных казусах народ все же гибнет. Как правило — высокая смертность на перевалах и горных дорогах. Там народ носится без оглядки на здравый смысл, у подножия гор то и дело встречаются перевернутые грузовики.
Пешеходная песня
Пешеходы в Афганистане — отдельная песня. Ходить можно где угодно и как угодно, но при этом не следует забывать, что ты не один. Автомобилисты стараются сохранять лояльность к «безлошадным», но если наглость последних переходит все границы, то могут и раздраженно бибикнуть. Впрочем, дальше этого дело не идет.
Ребенок на дороге — главный человек. Кучка первоклассников по пути из школы может устроить потасовку прямо на проезжей части, и все будут их аккуратно объезжать. Конечно, найдется строгий шофер, который высунется из окна нашего КамАЗа и зычно гаркнет на расшалившуюся малышню. Ребятня тут же растворится в толпе других прохожих.
Связано это, скорее всего, с обостренно бережным отношением к человеческой жизни. В Афганистане гибнет очень много народу по разным причинам, поэтому каждый старается сохранить ближнего хотя бы на дороге.
Кстати, к разного рода сигналам, раскраске и опознавательным знакам самое строгое отношение. В соседнем Таджикистане на пике популярности у таксистов самые натуральные гаишные «крякалки», но в Афганистане любая попытка привлечь к себе нестандартное внимание жестко пресекается.
Ни капли алкоголя
Есть еще один фактор, без которого видимая безопасность городской езды казалась бы просто аномальной — в Афганистане абсолютный сухой закон. Употреблять алкоголь в любом виде запрещено в принципе, а за рулем чревато самыми далеко идущими последствиями. Стоит дыхнуь на местного инспектора запашком, как наказание выйдет далеко за рамки местного административного кодекса. То же касается пешеходов.
Сухой закон, на взгляд европейца, полный анахронизм, но там он дает свои результаты. Правда, народ весьма успешно компенсирует недостаток градуса глотком дурмана. Наркомания — явление распространенное и практически не привлекает внимания правоохранителей.
Наркоманов-героинщиков среди обладателей авто мизер — владеть машиной очень дорого, и, как правило, это относительно успешные и благополучные люди. Но зато доза марихуаны или гашиша мало кого останавливает от поездок за рулем. Однако афганцы знают меру и стараются особо не форсить даже будучи под дозой. Сильно разогнаться в городе проблематично — как правило, дороги в населенных пунктах убиты, да и силовики вряд ли оставят без внимания несущийся на огромной скорости автомобиль.
А уж если такое случилось, то хамское поведение на дороге становится опасным для самого автолюбителя. Полиция и военные на блокпостах, опасаясь терактов, особо не церемонятся с подозрительными транспортными средствами. Быстро ездить — себе дороже. Достаточно неприятна встреча с силовиками в темное время суток. Если остановили, то обязательно посветят в лицо мощным фонариком, скрупулезно проверят документы, заглянут в салон, в багажник.
«Не сувенира!»
Афганская автоинспекция — народ суровый и, кажется, существует лишь для того, чтобы разгонять кабульские пробки и проверять документы. Днями напролет стоят на загазованных перекрестках, активно машут жезлами, на лице медицинские повязки. Это единственная защита от нескончаемых потоков пыли, поднимаемых сотнями и тысячами машин.
Помимо жезла, в руке афганского гаишника можно увидеть увесистую деревянную дубину. Этим инструментом очень удобно бить по кабинам проезжающих мимо многотонных грузовиков. По-другому достучаться и докричаться до них невозможно.
К иностранцам у стражей дорог отношение особое. Однажды один из афганских гаишников остановил оживленный поток машин только ради того, чтобы наша группа в пешем порядке без проблем пересекла дорогу. А вот дальше начались восточные чудеса. Амурские госавтоинспектора передали с нами в подарок афганским коллегам свою форменную кепку. Афганец ее с удовольствием взял, но давать взамен собственную фуражку наотрез отказался — «не сувенира!», и все тут.
Стоило попросить его сфотографироваться с нами, как он загадочно заулыбался, и тут же рядом появился продавец телефонных карточек экспресс-оплаты. В общем, если чего-то хочешь от полицейского — сделай ему подарок, например подари оплату за телефон. Такие вещи там в порядке вещей. Что поделаешь, Восток — дело тонкое!
Хоть на осле верхом
Самый популярный у афганцев автомобиль – «Тойота-Королла». Иномарок в принципе много, даже абсолютное большинство, но именно эта марка встречается чаще прочих. Изредка в потоке машин можно увидеть покрытую обычной водоэмульсионной либо масляной строительной краской старую «Волгу» и даже ижевский «Москвич». Любая тонировка стекол запрещана, невзирая на крутизну машины и ее хозяина. Но это уже меры антитеррористической безопасности, к которым все относятся с пониманием.
На дорогах много мотоциклов и мопедов, кажется, пакистанского либо индийского производства. Не менее полноправным участником движения считается любая тачка, повозка или телега. Бывает, едешь, а впереди прямо посреди дороги бредет торговец газировкой. Толкает перед собой тележку на одном колесе, доверху нагруженную бутылками с пепси-колой или фантой. Все объезжают и уступают дорогу — есть понимание, что это не прихоть, а нелегкий заработок. По проезжей части можно даже на осле верхом ехать, никто слова не скажет.
Велосипеды в основном старые, но ухоженные. Это тоже не столько пассажирское, сколько грузовое средство передвижения. На них крепятся корзинки, коробки, вьюки и национальные флаги — чувства патриотизма афганцам не занимать.
Материал подготовлен при поддержке группы компаний «Петропавловск».
Для справки: В 1989 году советские войска ушли из Афгана. Так закончилась эпоха трагедий и доблести, жестокой войны и крепкой международной дружбы. Участники экспедиции амурского отделе-ния ветеранов «Боевого братства» Валерий Вощевоз, Андраник Гозалян, Ольга Павлова и наш спецкор Андрей Анохин прошли дорогами советских шурави. Талибан-тур — это очерки о современной исламской республике и ее взглядах на события четвертьвековой давности.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии