После того как прокуратура подтвердила факты навязывания «лишних услуг» страховщиками, рынок обязательного автострахования в Приамурье замер. Страховые компании заняли выжидательную позицию: чтобы не спровоцировать очередной поток жалоб, они перестали выдавать полисы ОСАГО. Игроки рынка ждут июня, к которому будет принят закон, по которому стоимость полисов для водителей может вырасти на 25—70 %.
Весной автомобилисты столкнулись с тем, что многие компании перестали оформлять полисы обязательного страхования автогражданской ответственности. Основная отговорка — нет бланков. В единичных конторах, несмотря на все предписания прокуратуры и антимонопольной службы, продолжают предлагать в нагрузку «лишние услуги» за отдельную цену. Есть также фирмы, оформляющие по записи, очередь растянулась на месяц. Тогда как многим водителям автогражданка нужна день в день. Оказавшись в патовой ситуации, автовладельцы выстраиваются в очередь в офисах нерадивых автостраховщиков, согласившись переплачивать, но обращаться в надзорные органы по‑прежнему не торопятся.
— Страховка заканчивается в первых числах апреля. Попытал удачи в нескольких страховых компаниях и услышал три ответа: нет полисов, не работает программа, оформляют по записи через месяц, — рассказывает о своих скитаниях благовещенский автомобилист Игорь Матвейченко. — В итоге застраховался в Росгосстрахе. За автомобиль мощностью в 110 лошадиных сил страховка обошлась в сумму 5 631 рубль, где 3 326 рублей составила сама страховка, а 1 000 рублей — страхование жизни.
Оригинально к отпугиванию клиентов подошел Ингосстрах. Оформление полисов теперь производится в Архаре — в 250 км от областного центра.
По словам Игоря Матвейченко, от дополнительной страховки можно и отказаться, но тогда в обязательном порядке предлагают записаться на осмотр машины в сервисе. Очередь на осмотр уже до мая. От расходов это не спасет, так как 1 305 рублей стоит процедура техосмотра.
С лишними услугами ОСАГО выдают в страховой фирме «МАКС». Выдать полис по себестоимости, без нагрузки, обещают в «Альянсе», однако начнут это делать специалисты только с 29 мая. В компаниях «УралСиб», «РЕСО-Гарантия», «ВСК», «АльфаСтрахование», «ДальЖАСО» отказывают в выдаче полиса ОСАГО, объясняя тем, что в наличии нет бланков для оформления. Правда, касается это в основном автомобилистов, страховавшихся у конкурентов. Для своих клиентов заветные бумаги у этих страховщиков неожиданно находятся. А вот компания «МСК» отказывает водителям по другой причине — благовещенский филиал закрывается.
Оригинально к отпугиванию клиентов подошла компания «Ингосстрах». Теперь оформление полисов ОСАГО этой компании для благовещенцев производится в поселке Архара, что в 250 километрах от областного центра. При этом архаринский офис еще не телефонизирован и работает всего два часа в день.
Дефицит бланков уже привел к тому, что на рынке начали появляться мошенники, предлагающие липовую страховку ОСАГО с приморской пропиской. Причем, по словам автовладельцев, свою деятельность торговцы полисами ведут прямо под носом у гаишников — рядом со зданием регионального управления ГИБДД.
Неофициально страховщики Благовещенска обосновывают свое поведение тем, что тарифы на ОСАГО не менялись более 10 лет и данный вид страхования стал для них убыточным. Страховщики надеются, что ситуацию изменит новый закон об ОСАГО. В результате после планируемого увеличения лимита страховых выплат стоимость полисов автогражданки для водителей может вырасти на 25—70 %. Ввести повышающие региональные коэффициенты для расчета стоимости ОСАГО для автовладельцев намерен Центробанк. В самое ближайшее время законопроект рассмотрят в Госдуме во втором, основном чтении — Владимир Путин ранее заявил, что документ должен вступить в силу 1 июня.
Всего в УФАС в конце 2013 — начале 2014 года поступило около пятнадцати заявлений от амурских автомобилистов.
Жалобы на невозможность купить полис ОСАГО не раз заставляли обратить внимание на ситуацию и надзорные органы Приамурья. По единичным обращениям горожан прокурор города Благовещенска 4 марта вынес руководителям филиалов ОАО «Ингосстрах», ОСАО «РЕСО-Гарантия» и ООО «Росгосстрах» представления устранить нарушение законодательства. По словам пресс-секретаря амурского управления антимонопольной службы Надежды Головиной, всего в УФАС в конце 2013 — начале 2014 года от автомобилистов поступило около пятнадцати заявлений. Факты навязывания дополнительных услуг при страховании ОСАГО подтвердились и зафиксированы с помощью технических средств. Росгосстраху было выписано требование устранить нарушения до 12 марта. Компания отчиталась, однако проверка по ней продолжается.
Что делать автолюбителям
Корреспонденты АП выяснили: чтобы получить полис ОСАГО в нынешних условиях, есть один основной способ — написать на имя директора страховой компании заявление с требованием заключить договор ОСАГО без дополнительных услуг. Копию заявления с пометкой «принято» оставить себе. Страховая компания обязана принять у вас документы и выдать вам полис. На этом заявлении автостраховщик должен написать причину отказа в выдаче полиса, чтобы было документальное подтверждение для обращения в Роспотребнадзор, РСА, антимонопольную службу и прокуратуру. Озаботиться получением нового полиса лучше минимум за месяц до истечения срока действующего.
Заявление должно быть выполнено в двух экземплярах, с описью прикладываемых к нему документов либо их копий: паспорта, водительского удостоверения, свидетельства о регистрации транспортного средства либо ПТС, при продлении договора — копии предыдущего страхового полиса, действующей диагностической карты. На одном из них канцелярия страховой компании должна проставить входящий штамп с указанием даты подачи документов. Ответ на такое заявление страховая компания обязана дать в письменном виде.
Возрастная категория материалов: 18+
В Константиновском районе та же история, правда не настолько много, но «добровольно-принудительно» страхуют все! Думаю, это повод для проверки областной прокуратуры и антимонопольщиков (если там еще не всех купили)
— автолюбительница (гость)У меня страховка до 8 апреля, намеревалась пройти техосмотр в субботу и спокойно, как, в прошлом году, застраховать авто. Не получилось. 3 дня искала компанию, обзвонила все, узнала, что некоторые закрылись и разорились, в частности и та, в которой страховала свое авто. Коллеги подшучивали, видимо, придется пересесть на общественный транспорт, но, ура, мне повезло. Нашла компанию, где выдали страховку, правда, вместо 3300 рублей, заплатила 5800. Это говорят, еще не придел, некоторым водителям пришлось и десятки тысяч отдавать.
— за рулем (гость)Сделали сегодня страховку. Цена ее 3600, а заплатили 7 тысяч. Все остальное « добровольно» навязано
— Автолюбитель (гость)