Действительно, последний финиш оказался весьма неожиданным. Но чтобы ощутить всю интригу, нужно обратиться к истокам. Первый тур открытого чемпионата Амурской области по мотогонкам на льду, иначе говоря - спидвею, проходил в минувшие выходные в Благовещенске. Состязание высокого уровня: участие в них принимали спортсмены со всей страны. Команда Башкортостана выставила четверых гонщиков. Из Каменска-Уральского приехало столько же. Уссурийск прислал двух спортсменов. Самая большая команда - местная. Семеро благовещенских мотогонщиков, среди которых супертитулованные Максим Барабошкин - чемпион мира и Александр Балашов - десятикратный (!) чемпион мира, выглядели внушительной силой. Мы настраивались на победу. Все началось с салюта Погода в субботу не подкачала: лед сиял ровной поверхностью и таять не собирался. Около трех тысяч зрителей, притопывая ногами, с нетерпением ожидали начала состязаний. Некоторые, сбившись в кучки, уже разливали, потому что согласно общему мнению, без алкоголя три часа выстоять не только тяжело, но и опасно для здоровья. Как это обычно бывает, вовремя начать не получилось. Удивило то, что комментатор (кстати, не местный самородок, а спец из западных краев) Виктор Веденский принес зрителям извинения за задержку. Приятное внимание. Наконец забабахал импровизированный салют, спортсмены выстроились перед западной трибуной, зазвучали приветственные речи. Шеренга гонщиков в ярких костюмах смотрелась зрелищно. Прикрытые во всех местах разнообразными щитками, они напоминали франтоватых рыцарей, особенно неуклюжей походкой, поскольку в их сверхмощных сапогах по льду передвигаться непросто. Да и "кони" у рыцарей под стать: тяжеленные, вес не менее 120 кг, а корпус наполовину прикрывает заднее колесо, напоминая попону. Делают их специально для гонок на льду, потому машины имеют только две скорости и полностью лишены тормозов. Работают они не на банальном бензине, а на спиртовой смеси. Когда спортсмены готовили мотоциклы к старту, я заметил у каждого на правой руке шнурок, который тянулся к какому-то непонятному устройству под рулем. Оказалось, это специальный размыкатель. Если гонщик во время движения падает и вылетает из седла, то автоматически его выдергивает, и машина глохнет, не причиняя вреда окружающим. И таких вот специфических приспособлений масса, но главное, что отличает именно спидвейный мотоцикл, - это шипы. Длиной 28 мм, с диаметром основания 8 мм, они сплошным слоем покрывают внешнюю сторону колес, благо правила количество "колючек" не ограничивают. Именно шипы позволяют спортсменам закладывать невероятные виражи, когда мотоцикл практически горизонтален, и не скользить по льду. Поэтому-то на старте участники так забавно подпрыгивали на сиденье: шипы глубже впиваются в лед, что позволяет более резво начать гонку. Долгая дорога на трибуны Первый тур проходил два дня. За это время мотоциклисты совершили 40 заездов по три круга каждый. Система предельно проста: одновременно стартуют четыре человека. Пришедший первым получает три очка, вторым - два, третьим - одно и последний - ноль. Каждый имеет возможность десять раз выйти на ледовую дорожку, и победитель определяется по количеству набранных очков. На первый взгляд разницы между первым и вторым днем не было никакой. Но на самом деле одинаковыми их делали только гонщики. Различия начались с погоды: если первый день был солнечным, то на второй день светило скрылось за плотной завесой облаков. Интересно, что последний вариант для спортсменов более выгодный. Дело в том, что они стартовали лицом к солнцу, что, естественно, мешало. Большинство болельщиков логично решило, что второй день более важен. Именно поэтому в субботу можно было спокойно приехать к стадиону, купить билет, сесть на приглянувшееся место. В воскресенье уже за полчаса до начала доехать до стадиона было невозможно. Битком набитые маршрутки и "полноценные" автобусы просто проезжали мимо остановок. У кассы образовалась просто перестроечного вида очередь, которую многие невоспитанные товарищи просто игнорировали. При входе на стадион каждый начинал чувствовать себя виноградиной, из которой давят сок. Но все эти проблемы с лихвой окупались азартным зрелищем, от которого забывался даже холод. От гнева до ликования - один поворот Рассказать обо всем просто невозможно, поэтому остановлюсь на наиболее ярких моментах. Спидвей - это прежде всего скорость. А значит, и риск падения, причем риск немалый. Первый гонщик упал уже во втором заезде, это был Дмитрий Буланкин из Уфы - "царствующий" чемпион мира, как представил его комментатор. Мотоцикл занесло на вираже, и спортсмен дальше ехал уже по льду. Страшно представить, что бы случилось с ним, зацепи упавшего шипастые колеса ехавших следом. Пластмассовые доспехи здесь вряд ли защитят. Вообще, в первый день падали часто, ведь гонщики только выехали на лед, тренировку им провести не удалось. По правилам в этом случае спортсмен выбывает из заезда. Правда, одно исключение было. Наш земляк Эдуард Иванкин упал на первом вираже, перелетев через руль. Однако, встал, снова сел в седло и подъехал к линии старта для повторного заезда. Судьи замахали руками, показывая, что ему надо удалиться. Что тут началось на трибунах! Болельщики ревели и свистели, пока судьи не пошли навстречу амурчанину. Старт был дан повторно, и Иванкин, несмотря на падение, пришел вторым, уступив лишь Балашову. Болельщики и больные - это не просто однокоренные слова. Особенно остро это понимаешь, когда сам орешь во все горло вслед за соседями: "Давай!!!", и крики зрителей перекрывают рев моторов. Просто мастерски зажигал народ Максим Барабошкин, всеобщий любимец. На старте он почти всегда проигрывал, но на поворотах неизменно обходил соперников, заставляя нас испытать всю гамму чувств: от гнева до ликования. Мотоциклы творили со льдом что-то ужасное. Шипы пропахивали в нем глубокие борозды, через несколько заездов "стальных коней" просто подкидывало на ухабах. После каждых четырех стартов машины выезжали чистить лед, и на стадионе начинался всеобщий перекур. Работали они медленно, и комментатор не переставал по этому поводу злословить: мол, ЗИЛам не хватает мотоциклетных шипов для скорости. Шокирующий заезд После 36-го заезда уже стало практически ясно, что призовая тройка первого тура будет амурской. Первое место светило Максиму Барабошкину с 26 очками. Всего на одно очко от него отстал Павел Чайка. Молодой КМС легко "делал" мастеров международного класса, его победы вызывали у зрителей наибольший восторг. Третьим шел Александр Балашов. И казалось, что последняя серия ничего уже не изменит. Барабошкин уверенно взял три очка и первое место, так же ровно выступили прочие. Но последний заезд удивил всех. На дорожки выехали три мастера - Балашов, Чайка и Николай Красников из Уфы, находившийся на четвертой позиции. Зрители, оживленно переговариваясь, ждали победы Павла, ставшего всеобщим любимцем. Но на старте Чайка оказался последним! Более того, после каждого поворота разрыв все более увеличивается. Трибуны безмолвствуют. Оживление вызвал только финиш, когда Балашов буквально в последние секунды вырвал победу у Красникова. Но Чайка! Люди не могли поверить, что такой сильный гонщик уступил победу случайно. Хотя его поражение ничего не меняло: он по-прежнему оставался на втором месте, имея 26 очков против 25 у Балашова. Амурский спидвей доказал свой высокий уровень тройной победой в первом туре чемпионата. Посмотрим, что ждет нас на втором, который состоится в ближайшие выходные.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии