Правда, сам красавец тоннель был пока закрыт, он сверкал белизной отделки, манил огромным арочным сводом и, казалось, был недоступен. Мороз и холодный ветерок бодрили, митинг задерживался, но никто не роптал. Понимали: в эти минуты происходит самое важное, этапное. Члены государственной приемочной комиссии придирчиво осматривали сооружение, сверяли сделанное с записями рабочих комиссий. Их "заключительное слово" прозвучало на открывшемся митинге. Председатель госкомиссии, главный инженер Дальневосточной железной дороги Владимир Крапивный сообщил: "Тоннель сдан в постоянную эксплуатацию с оценкой "отлично"! Мощное троекратное "Ура!!!" прогремело у подножия одного из отрогов Малого Хинганского хребта. Именно его пересекает тоннель. Пятнадцать лет шли к этому важному событию тоннельщики. В три раза дольше, чем планировалось первоначально. - А что было делать? - вспоминает Виктор Дягилев, инженер по охране труда, бывший директор тоннельного отряда N 12. - Не хватало ни денег, ни материалов. Люди вынуждены были подрабатывать на стороне. В тоннель уходили по два-три человека. А тут еще завалы. На 398-м пикете вывал горной породы достиг поверхности... - В этот ответственный момент, - рассказал на пресс-конференции Владимир Крапивный, - сложилось два мнения. Первое - полностью прекратить все работы на Тарманчуканском тоннеле, тогда закончил бы существование и тоннельный отряд N 12. Победу одержало более конструктивное второе мнение - сделать все возможное, чтобы новый тоннель строился. Ведь проходящий рядом с ним старый исчерпал свои возможности, в дальнейшем он мог стать серьезным тормозом для увеличения грузопотоков. Многое пришлось преодолеть тоннельщикам, рабочим и специалистам вместо денег выдавали продукты. О трудных временах вспоминают теперь даже с какой-то гордостью. Потому что выстояли, не поддались панике, не уехали. Положение в отряде резко изменилось за последние два с половиной года. Самое важное - пошло финансирование. Скакнули вверх и объемы сделанного. Если стоимость всего объекта, по грубым подсчетам, потянула на три миллиарда рублей, то две трети освоили за последние два года. В октябре нынешнего при проходке штольни установлены два российских рекорда: 20 погонных метров за сутки и 380 метров - за месяц. Начальник тоннельного отряда N 12 Игорь Усольцев в этой должности полгода, не пережил все тяготы с коллективом. Но это не значит, что он эти самые тяготы не ощутил на себе. Ведь, будучи начальником участка, строил в нашей области Рачинский тоннель. Он в курсе того, что происходило у соседей. - Тарманчуканский - единственный такой на Транссибе. Он двухпутный, то есть по нему могут идти одновременно четный и нечетный поезда, самый длинный. Длина его - 2030 метров, - говорит руководитель. Под Амуром, например, проложены "однопутки". Кстати, Тарманчуканский останется единственным на Дальнем Востоке двухпутным тоннелем. В целях безопасности такие тоннели решено не проектировать. Отвечая на вопрос о скорости поездов, Игорь Усольцев заметил, что она может возрасти до 120 километров в час, даже с учетом двух поворотов в тоннеле. Потому что весь железнодорожный путь уложен здесь на жесткие бетонные рамы. - Не могу не сказать и о технических трудностях, которые здесь пришлось преодолевать, - добавил начальник тоннельного отряда. - Горный массив очень обводнен, пришлось многое сделать по снятию гидростатического давления. Параллельно с тоннелем пройдена транспортно-дренажная штольня. ...Полностью не замрет жизнь и на старом тоннеле. Нет-нет, поезда по нему уже не пойдут, но дренажная система будет поддерживаться в рабочем состоянии. Старый тоннель, хотя и вышел "на заслуженный отдых", будет помогать новому. Со временем передислоцируется и начнет обживать новые места и коллектив тоннельного отряда N 12. Строительство железнодорожных тоннелей в Приамурье закончено, теперь предстоит реконструкция старых.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии