Я побывала в филиале ЦЭВа "Юность", где они встречали шестой день торжества. Больше полусотни человек самых разных возрастов расположились в небольшом концертном зале. На сцене красуется большой подсвечник необычной формы: восемь ячеек для свечей расположены на одном уровне, одна повыше остальных, а в центре звезда Давида. Столы, стоящие вдоль стены, уставлены плюшками, корзинками, пончиками. Через пять минут созерцания понимаю, что собравшихся объединяет не только национальный праздник. Большинство приходится друг другу родственниками - бабушки привели внуков, матери рассаживаются на кресла рядом с сыновьями и дочерьми. В подтверждение моей догадки ведущая приветствует всех "Шалом!" и называет собравшихся большой семьей. На сцене девушки в белых костюмах поют песни на иврите, подростки в этнической одежде играют на скрипках, а потом начинаются бодрые национальные танцы. Так с песнями и плясками артисты напомнили историю праздника, напомнили гостям связанный с ним ритуал - зажигание свечей. Свет от огня - это главный символ Хануки, он олицетворяет чудо, которое свершилось более 2000 лет назад. В 138 году до н. э. евреи освободились от гнета греков, вернулись в Иерусалим. Храм, который они некогда возвели в честь своего Бога, был осквернен эллинистами, и его нужно было заново освящать. Для этого понадобилось ритуальное масло. Однако в храме нашелся лишь один сосуд с чистым, не оскверненным маслом. Его хватило бы лишь на один день горения свечи, а для приготовления нового потребовалось бы больше недели. Как гласит легенда, Всевышний сотворил чудо, и зажженная лампада горела ровно восемь дней. Ханука, как разъяснила мне организатор мероприятия Ольга Поняева, - это не религиозный праздник. Евреи отмечают не просто день освобождения от гнета греков, а день, когда их народ отстоял право иметь собственную культуру и мировоззрение. Каждый декабрь иудеи отмечают это памятное событие, зажигая огонь. Восемь дней подряд они ставят свечу за свечой, поджигая их не спичками, а от главной свечки - Шамаши. Приглашают в дом гостей и играют в загадочные для непосвященных игры. Исторические перипетии праздника артисты преподносили со сцены совершенно ненавязчиво. Хотите - прочитаем ханукальный рэп. Любите лирику - споем так, что на глаза слезы навернутся (говорю без преувеличений, некоторые в зале вытирали слезы платками). А для закрепления пройденного на мотив мультяшной мелодии еще раз расскажем, как фараоны и греки сжигали священное иудейское писание, но "наши" все равно победили. Ольга Поняева объявляет "сладкую паузу", и все устремляются к столам за ритуальной пищей. Кондитерские изделия, которые я по наивности приняла за обычные сласти, оказались не так просты. Пончики на иврите зовутся суфганийот, жарятся в кипящем масле, которое ассоциируется с тем самым священнодейством. И вообще, чем больше в эти дни жирного в еврейском доме, тем лучше. Диковинные слова озадачивали только меня, все остальные с "терминологией" оказались знакомы - иврит изучают больше половины братства. Кто-то из любопытства, а кто-то - для полноценного общения с родственниками из Израиля. Многие семейные пары смешанные. На историческую родину ездят, конечно, не все и не так уж часто. Но коллективные вылазки на берега Амура, походы и обычные чаепития проходят регулярно. Поинтересовалась у Ольги Поняевой, как у них в общине идет подготовка к Новому году. Обычно, сказала она, елка, фейерверки, праздничный стол. А где же национальный колорит? - С иудейским Новым годом вы опоздали, - ответила Ольга. - Следующий цикл жизни мы открываем в сентябре. В Израиле уже три месяца как наступил новый, 5765 год. Такая огромная цифра вас не должна удивлять. Все правильно - евреи ведут отсчет не от рождества Христова, а со времени сотворения мира.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии