Правда, если преобразование высшей школы только планируется, то в деле затягивания поясов низших педагогических эшелонов правительство уже весьма преуспело. Федеральный закон N 122: экономика должна быть экономной Этот в высшей степени занимательный нормативно-правовой акт уже стал визитной карточкой кабинета министров г-на Фрадкова. Несмотря на то, что он широко известен как закон о замене льгот денежными выплатами, данный закон регулирует и другие правоотношения. «Выпячивание» проблемы монетизации - результат того, что многим чиновникам его было просто лень читать. Между тем ФЗ N 122 внес интереснейшие поправки и в Закон «Об образовании». Например, с 1 января 2005 г. государство уже не гарантирует доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. Почему? Потому что фактически детские сады у нас платные. Государство нашло чрезвычайно удобный выход: если право не обеспечено деньгами, то надо не денег дать, а право отменить. Никаких единых гарантий и льгот для учеников и студентов, нуждающихся в особой социальной поддержке, также не будет. Категории этих нуждающихся и меры их защиты будут устанавливаться учредителем того учебного заведения, где они обучаются. Это означает, что для студентов федеральных вузов и ссузов будут федеральные гарантии, для учащихся областных - областные, а определять, кто нуждается в помощи для обучения в муниципальных школах, будут органы местного самоуправления. Раньше в России имел место юридический нонсенс: заработные платы педагогическим работникам по закону должны были устанавливаться выше среднего уровня зарплат по стране. Требования закона не выполнялись. Теперь власти урегулировали ситуацию - с 1 января сего года повышенных зарплат для педагогов не предусматривается. Никто ничего не нарушает, учителя бедны законно. Скорее всего, в ближайшее время сократится число надомников. Обучение больных детей на дому или в лечебных учреждени-ях отныне финансируется из бюджетов субъектов Российской Федерации, в нашем случае всецело зависит от областных властей. Особенно сложно придется детям, которые волею судьбы проживают в дотационных регионах. Но больше всего поражает другая «экономная» поправка в Закон «Об образовании». Отменяется финансирование по повышенным нормативам образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, то есть различных школ-интернатов. В чем причина экономии на детях-инвалидах в нашем не самом нищем государстве - ведают только господа министры и депутаты. Министр образования пробьет «окно в Европу» В сфере высшего образования нас также ждут коренные перемены. Вообще, надо сказать, что судьбоносные заявления министра образования и науки А. Фурсенко в декабре прошлого года повергли научное и вузовское сообщество в состояние, близкое к шоку, хотя к реформе высшей школы все шло уже давно - с 1999 года, когда Россия подписала Болонскую декларацию. Согласно этому документу, на территории всей Европы создается единое образовательное пространство и вводятся общие стандарты. Поэтому нашей стране уже к 2008 году придется перейти на двухступенчатую систему высшего образования: бакалавриат и магистратуру. То есть студент, окончив вуз, станет вначале бакалавром, а затем, если захочет и сможет это удовольствие оплатить, поступит в магистратуру. По словам министра, «уровень бакалавриата обеспечивает массовое обучение по широкому спектру направлений: линейных менеджеров, специалистов по продажам, администраторов и т. д. Магистратура должна быть ориентирована на подготовку специалистов, способных к решению наиболее сложных задач. Это исследователи, инженеры-проектировщики, управленцы высокого класса». В принципе у данной реформы благая цель - сделать наши российские дипломы котируемыми на Западе. Только вот пока не до конца ясна судьба всех наших аспирантов, кандидатов и докторов наук. При переходе от традиционной отечественной трехступенчатой системы научных степеней к двухступенчатой какая-то одна ступень, естественно, обесценится. Реформа значительно интегрирует образование с бизнесом. Так, планируется привлечь работодателей к прогнозированию профессионального образования и контролю за его качеством, а также к разработке образовательных стандартов. Остается только надеяться на то, что применение к науке и образованию экономических подходов не обернется для нас потерей фундаментальных отраслей знания и сокращением «неконкурентоспособных» вузов на местах.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии