
Лён вместо пшеницы, чечевица взамен сои: почему амурские аграрии идут на эксперименты
ЭкономикаЖелтые поля рапса и голубые цветочки льна — вполне обычное явление для Алтайского края, но в Амурской области глазу привычнее зеленые плантации сои. В выращивании этой бобовой культуры наш регион — один из лидеров в стране. Но экономическая ситуация последних лет показывает: пришла пора перемен. «Амурскую область догоняют другие регионы, нужно искать новое», — констатирует замдиректора по растениеводству «МиС Агро» Александр Шишаев. И сейчас хозяйство готовится убирать с полей в Серышевском округе культуру, которую никогда не выращивали в Приамурье. Почему выбор пал на чечевицу и с какими трудностями столкнулись в ходе эксперимента аграрии, а также какие новые культуры появились в этом же районе Приамурья — в материале «Амурской правды».
Фото: Алексей Сухушин
В поля — только на танке
Командировка в поля оказалась под угрозой срыва — накануне сбылся прогноз синоптиков, и регион залило ливнями.
— Ничего, на моем танке проедем, — успокоил Александр Шишаев.
Фото: Алексей Сухушин
Это оказалось не образным выражением — в селе Поляна нас поджидал ярко-красный Tank китайского производства. «Наворотов многовато, но в целом очень неплохо — справляется», — говорит про машину Александр, приглашая нас в салон.
Проходимый — ключевая задача для автомобиля агронома. Особенно в этом году, констатирует специалист.
— Не дает нам погода ничего делать. Посевную начали позже дней на десять точно. Снег на полях лежал больше метра в высоту! Всё ждали, когда он растает. В южных районах уже ячмень начали сеять, а у нас еще сугробы. Мы к северу относимся, как и соседний Мазановский район. А теперь убрать не можем — льет и льет этот дождь. В июле за одну неделю выпало 110 миллиметров осадков, представляете? А в прошлое воскресенье за день — 18 миллиметров. Думали, ячмень «добьем», нет — не можем убрать. Вот 150 гектаров убрали и стоим — техника прямо в полях вязнет, — делится наболевшим Александр Шишаев.
Фото: Алексей Сухушин
Сказанное тут же подтверждается — в полях с красивой ровной соей колеса танка идут по грязи с трудом.
— Это белорусский сорт «рось», очень неплохо себя показывает, — демонстрирует высокие посевы царицы полей агроном. — У нас 80 процентов сортов на полях — отечественной селекции, в том числе нашего ВНИИ сои — это сорта «сентябринка», «топаз», «даурия». В прошлом году засуха была, а в этом — тонем. На некоторых полях, в низине, из-за переувлажнения соя начинает желтеть. Но урожай рассчитываем получить хороший. Видите, в бобике 3-4 зернышка — это хорошо.
Зерновые идут на корма коровам
Александр Шишаев — сам уроженец богатого Алтайского края, его стаж работы — больше 30 лет. В хозяйстве, где он трудился главным агрономом, выращивали лён, пшеницу, гречиху и подсолнечник. В непредсказуемый климат Амурской области отправился в 2014 году — пригласили на работу здесь.
Фото: Алексей Сухушин
— Восемь лет отработал в «Амурагрокомплексе», потом — в «АмурАгроХолдинге». И год назад перешел на работу сюда — только потому, что ближе к дому, так как сам живу в Белогорске, — поясняет Александр. — Я и не думал, что стану агрономом. Профессия интересная и творческая. Растение — это живой организм. Как доктор для человека, так и агроном для растения. Нужно понимать, как покормить, чем полечить, сколько удобрений дать, еще и урожайность посчитать. От этого зависит успех всего предприятия. Сейчас младший сын у меня учится на втором курсе Амурского аграрного колледжа на агронома. Вот, на зерновом дворе разнорабочим работает.
— По вашим стопам пойдет, значит?
— Посмотрим, — смеется в ответ. — Сейчас профессионалов в отрасли не хватает, конечно. А что с этим делать, непонятно. Зарплаты хорошие, но да, нужно работать.
Фото: Алексей Сухушин
«МиС Агро» — часть холдинга, который занимается молочным животноводством. Молочка «Серышевского» хорошо известна амурчанам и жителям соседних регионов Дальнего Востока. И здесь большое внимание уделяют кормовым культурам.
— Хорошие корма — это высокие надои, — говорит агроном, показывая ровные зеленые поля. — Сейчас сделали второй укос райграса. Это очень перспективная культура, хотя и затратная. Очень любит удобрения, но отдача большая. В первый укос мы взяли 3,5 тонны с гектара, во второй — уже 7,5 тонны. Внесли удобрения, и числа 20 августа пойдет третий, а в сентябре соберем четвертый урожай. Райграс — очень высокопротеиновый, в нем много белка и сахаров.
Рядом — поля с уходящей в небеса кукурузой. Агрономы хорошо поработали, чтобы не пришлось вносить химию в борьбе с сорняками.
Фото: Алексей Сухушин
— Это поздний гибрид, специально сеяли, чтобы он был при уборке зеленый, чтобы была высокая питательность початка. Как раз к концу августа достигнет идеального состояния для сенажа. Кукуруза — это и клетчатка, и крахмал, и протеин для коровок. А еще на полях после кукурузы хорошо растет соя — в земле остается много удобрений, — говорит Александр Шишаев.
На корма здесь также сеют ячмень и пшеницу — поля расположены в Новосергеевке. Соя же, которой отдали 12 тысяч гектаров — это прибыль хозяйства. Однако здесь понимают, что пришла пора искать альтернативу царице амурских полей. И выбор пал на культуру, которой в нашем регионе не занимается никто.
Чечевица готовится к уборочной
Перед началом посевной этого года на большом аграрном совещании власти, ученые и фермеры Амурской области обсуждали, что пора снимать корону с сои.
Фото: Алексей Сухушин
— Амурская область доминировала по сое, а сейчас на сою перешли Алтай и другие регионы с черноземными почвами. При их почвах и климатических условиях урожайность выше. Себестоимость из-за этого у них снижается. И губернатор Василий Орлов поставил задачу: искать альтернативные культуры сое, — говорит Александр Шишаев.
«Чечевица – интересная культура, но есть много «но», которые нужно учитывать при ее выращивании», — говорит Александр Шишаев.
Рассмотрев разные варианты, в хозяйстве решили проверить, как поведет себя на амурских полях чечевица.
— Это высокомаржинальная культура, она хорошо растет на Алтае. Но не надо сравнивать Амурскую область и Алтайский край. На одной параллели находятся, а климатические условия совсем разные! Опыта по возделыванию этой культуры в Амурской области нет, я тоже работал с ней впервые. «Ок, гугл», — и всё! — смеется специалист с 30-летним стажем. — Еще коллеги из Алтайского края по телефону сопровождали.
Зеленая чечевица содержит много белка, клетчатки, витаминов группы В и минералов. Она ускоряет обмен веществ, нормализует уровень сахара и холестерина в крови, а также снижает риск развития остеопороза и опухолей. Фото: Алексей Сухушин
Семена чечевицы привезли из Кировской области, засеяли ею 45 гектаров. Небольшие кустики обильно усыпаны спрятанными в стручки бобами. Они в отличие от сои плоские, а не круглые, и зеленоватого цвета. Александр ловко «шуршит», доставая на свет зерна. Несмотря на то, что чечевица тоже бобовая культура, убирать ее начнут раньше сои — уже через пару недель.
— Учимся на своих ошибках. Как и для любой культуры, для чечевицы важен предшественник. Мы выбрали земли, на которых рос райграс. А лучший предшественник для чечевицы — зерновые. Кроме того, важна и сама почва: чечевица любит легкие, песчаные почвы. Она очень нежная и остро реагирует на внешние факторы. Еще одна особенность — любит фосфорно-калийные удобрения, — делится агроном.
Вода, которая так любит приходить с небес в нашем регионе, чечевице не нравится.
— Из-за сильного переувлажнения она начинает желтеть, это не влаголюбивая культура, наоборот — предпочитает засуху. А у нас дожди часто, поэтому для нее нужны склоновые земли, — поясняет замдиректора по растениеводству «МиС Агро».
Рентабельность выше сои
При этом эта культура действительно может быть выгодной. Никакой специальной техники для посевной и уборочной не нужно — подойдет та, на которой работают по сое. А цена при этом втрое выше.
Фото: Алексей Сухушин
— Чечевичную кашу очень любят в азиатских странах — не только китайцы, но и арабы, индусы. Пока планируем заготовить свои семена и мониторить рынки сбыта. После сбора урожая будем принимать решение, работаем с чечевицей дальше или нет. Пока даже не понимаю, сколько она даст по урожайности. Сейчас на рынке цена 100–120 тысяч рублей за тонну. Даже если мы возьмем 10 центнеров с гектара, это неплохо, — считает специалист.
Пока здесь мечтают только об одном — чтобы небеса сжалились и дали убрать поля.
Фото: Алексей Сухушин
— Вот так мы убирали озимую рожь, — кивает на соседнее поле Александр Шишаев. В оставленных техникой траншеях стоит вода. — Зашли только на гусеницах! На колесах комбайны просто вязли в грязи. Правда, урожайность хорошая — больше 28 центнеров с гектара.
— Выглядит, как после бомбежки, — качаю я головой.
— Это нормальное явление для Амурской области, — разводит руками Александр Шишаев. — Без муссонных дождей в августе никуда. Как уборка зерновых, так плавать начинаем. Что поделать!
Рапсовый эксперимент на полях Украинки: амурское хозяйство впервые пробует масличную культуру
Еще один эксперимент поставили соседи по Серышевскому округу: в селе Украинка в этом году посеяли рапс. Эту культуру специалисты называют очень перспективной — она пользуется спросом в Азии, а также сейчас около Белогорска строится маслоэкстрационный завод. Предполагается, что масло и другие продукты на нем будут делать не только из сои, но и из рапса. И сейчас аграрии региона проводят первые опыты в выращивании этой культуры в больших масштабах.
Фото: Алексей Сухушин
— Вообще я занимаюсь сельским хозяйством в Ивановском округе, здесь — первый год. Мы работаем с соей, и впервые пробуем рапс, семена на западе страны закупали, — рассказывает управляющий ООО «Байхэ» Роман Селищев, пока везет нас на поля. — Погода тут — ужас: такой ливень с ветром опять прошел — полдеревни без света оставил. И после дождя вроде и солнце светит, а в полях — влага, которая даже не испаряется. Рапс надо было в начале мая сеять, а как? В поля не зайти было, трактор проваливается. Мы тросами связывали трактора, и они друг друга вытаскивали, поэтому посеяли только в июне. Наверное, всего гектаров 200 под уборку пойдет. На одном поле рапс почти не взошел.
Лён и рапс — прибыльные культуры, именно поэтому амурские хозяйства и берутся за их выращивание
Проезжаем мимо этого грустного поля. При этом через дорогу — ярко-зеленые посевы сои. «Как так, непонятно. Поля рядом, обработка одна — и вот такая разница», — разводит руками Роман.
Фото: Алексей Сухушин
Ярко-желтое поле рапса, до которого мы доехали, так и зовет устроить фотосессию. Даже под пристальным взглядом растение похоже на полевые цветочки. Внимательно изучив стебель, находим небольшие стручки в местах, где отцвел цветок, — в них и прячется будущее зерно. Оно после созревания будет черным, похожим на семена мака. Но пока рапс еще не созрел — уборочная запланирована на сентябрь, как и уборка сои.
Фото: Алексей Сухушин
— Культура интересная, но пока непонятно до конца, как с ней работать. Семена рапса более мелкие, чем соя, поэтому сеяли с помощью специального комплекса. И в уборке, скорей всего, без специальной техники не обойдемся. Есть даже такой способ, когда по полю за комбайном идет трактор с установкой, которая «подбирает» потерянные на поле семена, — делится аграрий. — С соей всё сложнее работать — цена падает, а стоимость запчастей, топлива растет, да и зарплаты людям нужно держать на уровне: работников не хватает, на вахту сюда приезжают из Благовещенска. В принципе рапс может стать заменой сои. Посмотрим, какой будет урожай. Если будет цена и спрос, будем сеять его дальше.
Лён как альтернатива зерновым
Еще одно хозяйство-экспериментатор расположено в селе Казанка. Здесь ищут замену не сое, а зерновым культурам. Дело в том, что в нашем регионе та же пшеница выращивается на корма, а не на муку. Поэтому здесь задумались над тем, какая культура вместо зерновых могла бы принести прибыль. И выбрали лён.
Фото: Алексей Сухушин
1,7
миллиона гектаров — примерная площадь масличного льна в России. Топ регионов, где занимаются этой культурой: Алтай, Омская и Курганская области
— Занимаемся выращиванием сои, но нашим скудным землям необходим севооборот, иначе урожайность будет на нуле. Раньше мы использовали пару: зерновые — соя. Но зерновые не востребованы — себестоимость у них выходит немалая, а куда продавать? Животноводческие предприятия сами себе выращивают, а население скот практически не держит, — поясняет главный агроном ООО «Казанское» Оксана Крушинская. — Цена на сою рухнула, но пока мы занимаемся увеличением урожайности и ищем альтернативу зерновым. И первый раз в 2022 году посеяли масличный лён. Почему выбрали его? Это малозатратная культура, гербициды почти те же, что по сое. Технология выращивания льна не привела к дополнительным затратам и по технике — сеяли на тех же сеялках, обрабатывали теми же опрыскивателями и уберём теми же комбайнами. При этом при урожайности 25 ц/га цена зерновых до 10 тысяч за тонну не доходит, а лён при урожайности 15 ц/га продали по 40 тысяч.
В этом году из 11 тысяч гектаров площадей 359 гектаров засадили льном. И снова проводят эксперимент: к масличному добавили новый сорт, который используется в кулинарной промышленности.
Фото: Алексей Сухушин
— Мы взяли семена этого сорта в Краснодарском крае, попробуем. На кондитерский лён цена существенно выше. Но, чтобы он стал кондитерским, с ним нужно поработать. Хватит ли ему у нас солнца — это вопрос, — говорит специалист. — Есть загвоздка и с уборкой: волокно у льна тянущееся, нужны острые ножи на комбайне, и скорость у него должна быть ниже, чем обычно. Также культура сыпучая, поэтому всё должно быть герметично. Есть и проблема с рынком сбыта: первый раз лён долго лежал, прежде чем смогли продать, поэтому в этом году будем искать каналы.
Цветущий лён вызвал небольшой ажиотаж, признаются в хозяйстве. «Может, нам фотосессии устраивать ради заработка?» — шутят здесь. Сейчас лён практически дозрел — голубые цветочки превратились в коробочки, в которых и прячутся семена. Это происходит постепенно: на кустике коробочки образуются по очереди. Уборочная льна начнется ближе к концу августа.
Фото: Алексей Сухушин
Но устроить фотосессию в непривычной амурчанам культуре оказалось сложно — подтверждая сказанное фермерами о непредсказуемой погоде в Серышевском округе, на поле льна ровно к нашему приезду обрушился сильнейший ливень.
Рапсовое масло богато ненасыщенными жирными кислотами (Омега-3, Омега-6, Омега-9), витаминами E и K, а также содержит антиоксиданты. В сельском хозяйстве рапс используется как сидерат: улучшает структуру почвы и повышает урожайность культур, которые выращивают после него.
Зачем амурским полям рапс: агрономическое расследование «Амурской правды»
И рапс, и соя, и стихи: старт строительства крупнейшего в Приамурье завода прошел под Маяковского
Возрастная категория материалов: 18+
Фото: Алексей Сухушин
Амурская правда
от 11.08.2025
Материалы по теме


Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Порядок слов Александра Ярошенко

Экономика


Добавить комментарий
Комментарии