Рамки газетного интервью позволили оставить далеко не все.
— Игорь Алексеевич, нам, жителям приграничного Приамурья, интересна ваша оценка сегодняшних российско-китайских отношений.
— У Амурской области протяженность границы с Китаем самая большая. Можно я начну разговор с воспоминаний о Приамурье?
— Пожалуйста.
— В этом году исполнилось полвека, как я закончил МГИМО. Учиться было трудно, потому что часто отвлекали на работу с китайскими делегациями. Летом 1954 года меня отправили в качестве переводчика в Амурскую комплексную экспедицию от Академии наук СССР. В Благовещенске работала большая группа ученых по гидропроблемам. Тогда планировалось строительство совместных гидроэлектростанций. Мы с китайскими гидрологами дошли до китайского города Мохэ. Прошли по Амуру в общей сложности более полутора тысяч километров. Помню, что в амурских деревнях бабушки кормили нас потрясающим хлебом. В Хэйхэ организовали международный футбольный матч, я даже гол забил в их ворота.
— Вернемся к дню сегодняшнему.
— Сегодня наши отношения развиваются как никогда динамично. За прошлый год общий товарооборот между нашими странами составил более двадцати одного миллиарда долларов. Если сравнивать китайско-американ-ский, китайско-японский товарооборот, то наш намного меньше. Там речь идет о 160 — 180 миллиардах долларов. Но тем не менее товарооборот растет ежегодно, за прошлый год прирост составил 32 — 33 процента. Уже в этом году рост -14 процентов. Сейчас создана такая политическая надстройка, когда встречи на высшем уровне проходят довольно часто. В текущем году предстоят пять таких встреч.
— Наш фестиваль «Амурская осень» тоже дошел до Пекина.
— Очень хороший фестиваль. Думаю, за всю историю наших дипотношений подобного не было. Прямо на территории посольства был дан большой концерт. Именитые артисты — Николай Караченцов, Светлана Крючкова, Валентина Талызина — радовали зрителей. А в ваш ансамбль «Ровесники» все влюбились. Поверьте, в Пекине были многие прославленные танцевальные коллективы, такие, как ансамбль Игоря Моисеева «Березка», но ваши ребята смотрелись нисколько не хуже. Фестиваль интересен для китайцев, здесь с большой любовью относятся к совет-скому кино. Пекинская пресса тепло написала об «Амурской осени».
— У вас высокий дипломатический взгляд на происходящее. Но наш обывательский взгляд замечает другое: чем дальше от российско-китайской границы, тем больше доброжелательности и улыбок. Это характерно для обоих сторон.
— Наша граница с Китаем — четыре тысячи триста километров. Не может такого быть, чтобы она была абсолютно спокойной и без малейших инцидентов. Очень большая ответственность ложится на органы охраны правопорядка. Где эти структуры функционируют хорошо, там все спокойно. Второе — не надо из мухи делать слона... Челноки были, есть и будут, но надо это явление ввести в организованное русло. Я считаю, что там, где правоохранительные органы России и Китая взаимодействуют, там полный порядок.
— В Харбине захоронение советских воинов находится в парке культуры. На костях освободителей этого города крутятся «американские горки».
— Мы этим вопросом занимаемся уже много месяцев. Будет перенос захоронения в другое место, нам твердо это пообещали правительство Харбина и правительство провинции Хэйлунцзян. Я уверен, в ближайшее время этот вопрос будет решен. В боях за освобождение Северного Китая погибло около четырнадцати тысяч наших соотечественников. В дни юбилея Победы (разговор происходил до 9 мая. — Авт.) сотрудники нашего посольства и генконсульства в Шеньяне посетят все захоронения солдат.
— В каком состоянии захоронение русских воинов, погибших в русско-японскую войну, в Порт-Артуре.
— Это закрытый город, и не всех иностранцев туда пускают. Захоронения там в порядке.
— Игорь Алексеевич, вы дипломат и китаист. Ваш Китай — это...
— Мой Китай многогранный, я жизнь посвятил этой стране. Знаю ее и люблю. Когда мне было четыре месяца от роду, родители привезли меня в Китай: отец работал генконсулом в Харбине. А сам я впервые самостоятельно приехал в Пекин в апреле 1956 года: меня командировали на работу в Минздрав Китая. В то время наши врачи очень помогали в становлении здравоохранения этой страны.
— История нашей дипмиссии в Пекине уникальна: раньше тут была русская православная миссия, созданная еще Петром Первым.
— В июне 1700 года Петр подписал указ о создании духовной миссии, но и тогда был бюрократизм. Первая группа священников прибыла только через пятнадцать лет. С тех пор русские люди тут живут и трудятся постоянно. Здесь работало очень много ученых, написавших уникальные словари и книги, которыми мы пользуемся до сих пор. Территория посольства — шестнадцать гектаров, и проживает здесь около тысячи русских. Есть два бассейна, шесть саун, большой пруд. У нас экологически чистый уголок, на территории посольства живут утки, гуси. Я собственными глазами видел цаплю.
— Вы сделали много добрых дел, сделайте еще одно. В Харбине в жутких условиях доживает свой век последняя русская эмигрантка — 95-летняя гражданка России Ефросинья Никифорова. Один ваш звонок — и она сможет достойно дожить свой век.
— Обязательно поможем (посол обращается к третьему секретарю посольства, присутствующему при разговоре: «Запиши ее координаты и адрес») Все наши граждане находятся на учете в посольстве и консульстве. В этом году открывается генконсульство в Харбине и Гуанчжоу. Приоритет всех наших дипмиссий — заботиться о наших гражданах.
— Вы поддерживаете отношения с албазинцами — потомками казаков, плененных в Албазинской крепости?
— Поддерживаем. У нас в Пекине функционирует русский клуб, они все — его члены. Там примерно несколько сотен человек. Они приходят к нам на все православные праздники. Я был свидетелем потрясающего случая. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл вел службу, рядом со мной стояла старенькая китаянка и на чистом старославянском языке пела службу. Понимаете, века прошли, а она не забыла своих корней. Это потрясающе.
Из досье АП
Игорь Рогачев — чрезвычайный и полномочный посол России в Китае. Родился в 1932 году, в 1955 году окончил МГИМО, кандидат исторических наук. Прошел путь от переводчика до пос-ла. Увлекается театром, играет на рояле. Женат, имеет двоих детей.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии