С 1 января 2006-го и этот тонкий финансовый ручеек будет перекрыт. Вступивший в силу 131 федеральный закон лишил муниципалитеты права финансировать и быть учредителями СМИ. Многие из газетчиков называют действия Москвы не иначе как «запланированный коллапс», который добьет «районки». Большинство газет в глубинке просто закроется. Конечно, областные власти делают все возможное, чтобы не допустить этого. Уже разработана и передана на утверждение депутатов облсовета целевая программа «Развитие информационного партнерства органов государственной власти и СМИ на 2005 - 2008 годы», где заложено шесть миллионов рублей на поддержку районных газет. Но этого явно недостаточно. Сегодня малой прессе надо научиться самой выживать в рыночной экономике. Что делать? С чего начать? Ответы на эти и многие другие актуальные вопросы прозвучали на семинаре для руководителей городских и районных газет, который прошел на базе ИПК «Приамурье». - Во-первых, основная масса газет сегодня учреждена муниципальной властью. Это правовая форма себя уже изжила. С муниципальными, областными и федеральными органами, предприятиями всех форм собственности надо работать на договорной основе - они должны платить за публикации газетам. Во-вторых, надо развивать рынок рекламы... - советовал начальник отдела по взаимодействию со СМИ администрации области Вячеслав Гаммерман. Все так. Но чтобы привлечь рекламодателя, газета должна быть интересной не только по содержанию, но и дизайну, с качественной печатью. Как это сделать при технической бедности, которую испытывают «районки»? Встреча проходила в издательском комплексе не случайно. Не случайно и название семинара «Совместное решение проблем - путь к успеху». ИПК «Приамурье» обладает значительным производственным потенциалом, который сегодня используется не в полную силу. Есть идея подтянуть сюда районные и городские газеты, создать единую холдинговую компанию. Словом, прессе предложили объединиться, так как поодиночке им будет трудно выжить в рыночных условиях. В администрации области считают: если деньги аккумулировать в одном «кулаке» - газеты будут печататься в одном месте, им проще оказывать финансовую поддержку. И качество печати районных изданий значительно возрастет. Участники семинара узнали о перспективах развития издательско-полиграфического комплекса, получили исчерпывающую информацию о допечатной подготовке изданий, дизайне, верстке, цветоделении и многих других тонкостях печатного дела. Побывали в производственных и компьютерных цехах. Перспектива заманчивая. Только встает вопрос: как без проволочек регулярно доставлять по железной дороге газеты, отпечатанные в Благовещенске, к примеру, в Сковородино? Если с экспедицией «Почты России», то они придут с опозданием на два дня. К тому, что областная и центральная пресса поступает в отдаленные районы два раза в неделю, люди уже привыкли, на дату не смотрят. Если же районная газета запоздает раз-другой с новостями и программой телевидения, ее просто перестанут выписывать. Проблема? Еще какая. Если ее решить, считают редакторы «районок», то некоторые готовы хоть сегодня печатать свои издания в Благовещенске.