А все потому, что есть у Бориса Павловича любимое дело - он учит мальчишек мужицкому делу и учится сам. Его до сих пор, как и 28 лет назад, «волнует чисто оструганная доска». «Завидую своим ученикам» Учитель трудового обучения Сковородинской СПОШ N 3 Борис Сериков к своему любимому делу шел окольными путями. Учился на помощника машиниста паровоза, даже водил составы, но все время чувствовал: «Не мое это». Стал мастером производственного обучения в местном ПТУ, а когда училище закрылось, пошел учить школьников. Вернее сказать, это был взаимный процесс, а с годами и коллективное творчество. Вместе они не раз перелистывали книгу о резьбе по дереву, методом проб и ошибок выбирали подходящий лак для осины с березой, чтобы блеск у изделия был не стеклянный, а спокойный, мягкий. Вместе размечали контуры будущей рельефной картины, придумывали растительный орнамент или геометрический рисунок для очередного набора кухонных досок. Именно с них, но, конечно, тогда примитивно сделанных, начинался творческий путь каждого ученика Б. Серикова, как, впрочем, и его самого. Зато смотришь сейчас на развешанные в школьной мастерской поделки и диву даешься: какая тонкая резьба, какое совершенство линий! Спрашиваю, чьи эти работы, Серикова или учеников, и в ответ слышу то, что ожидала: «Наши!» Но тут же следует откровение, на какое нечасто решится школьный учитель: - Я белой завистью завидую своим ребятам. Даже семиклассники опережают меня. Взгляд у них цепкий, пытливый, а фантазиям нет предела. Все время что-то придумывают, предлагают. Вот эти туески меня научил делать один дедок в Москве, сам видел, как его берестяную посуду расхватывали женщины. Подошел, представился, поговорили. Мастер-самоучка все секреты раскрыл, а мои мужички решили еще и раскрасить туески. Кто-то предложил выжигать сказочные сюжеты, другие даже маслом на манер лубка расписали. Видите, как получилось? - Здорово! - отвечаю и с сожалением расстаюсь с «прилипшим» к рукам симпатичным туесочком. Вот бы в таком хранить соль на кухне, а в этом - манную крупу для внучки. Говорят, жучки-червячки не любят березовую тару. Впрочем, не одна поделка из импровизированной выставки в школьной мастерской пришлась бы по вкусу хозяйкам. Интересуюсь у Бориса Павловича, не пробовали ли они торговать этими изделиями, выполнять что-то на заказ. - Это мы уже проходили. Лет десять назад, когда в мастерской не было ни пиломатериала, ни инструментов, мы пробовали собирать деньги с родителей. Но сколько можно просить?! Бухгалтерия не давала нам ни копейки, и директор сказал: «Зарабатывайте сами». Наш ученический кооператив продержался год. И чего мы тогда только ни делали: табуреты с точеными ножками, кровати с резными спинками, двери, журнальные столики... Тяжело было: до обеда уроки, после кооператив допоздна, но вся выручка шла железнодорожникам (в то время наша школа была ведомственной). Ребята и я получали жалкие гроши. Не поверите, приходилось донашивать ботинки зятя. Обидно было, что на нас наживаются, но нищеты тогда удалось избежать... «Нет дела - нет и мужика» Борис Павлович, обычно с хохотком встречающий каждый мой вопрос, задумался. Отвлечь от тяжелых воспоминаний помогло мое очередное восклицание: со стены смотрели знакомые лица Гоголя, Пушкина, Тургенева, выжженные на дереве. Молодцы ребята! - Я своим одиннадцатиклассникам тоже не раз говорил: вы уже настоящие мастера, организуйте свое дело! Я и городской администрации закидывал такую удочку. Надо же развивать малый бизнес. Пусть у сковородинцев низкая платежеспособность, но можно и на железнодорожной станции торговать. Помещения офисов, школ, детсадов, гостиницу ту же не китайской безвкусицей украшать, а этими работами. Разве пластмассовый ободок зеркала сравнить с узором из дерева? В такое зеркало смотреть - душа радуется. Беспокоится Борис Павлович не зря. Ему уже 58 лет, заготовленного впрок пиломатериала хватит еще лет на пять. А потом что? Заслуженный отдых. Придет в школьную мастерскую другой трудовик, хорошо, если не профукает коллекцию лучших ученических работ. Но станет ли он настоящим преемником Серикова? Да, ребята умеют держать не только пилу, резаки и ножички, работать на станке, использовать морилку, лак. Это мужицкое ремесло с ними на всю оставшуюся жизнь, это как умение ездить на велосипеде. Но талант пока зарыт в землю! Кто из них в 50 лет воскликнет, как Борис Павлович, глядя на свою работу: «Душа поет!» Серикова знает все Сковородино. Знает и уважает: «Здороваются со мной мужики - кто такие, не знаю. Разговоримся - так это же мои ребята!» За славой он никогда не гонялся. Человек скромный, Борис Павлович, рассказывая о своем кружке, подчеркнул его название: «Декоративно-прикладного творчества, а не искусства. Замахиваться так высоко не стоит». Другое тревожит трудягу из третьей школы. - Надо работать всем. Иначе страну не выведешь из тупика. По Сковородину что строится? Сплошные магазины! Убей меня бог из рогатки, не понимаю, сколько еще так может продолжаться. Ведь если нет дела у мужика, то нет и самого мужика. Сопьется! Иной раз, здороваясь, просят «займи рубль». Никогда не даю - работать надо. За работу в мастерской Серикова агитирует все: пример учителя, пиломатериалы, куски бересты, сгрудившиеся в углу, детские поделки, станки, эскизы... И даже эта фраза, что не один год выискивал Борис Павлович, которому не хотелось вешать на стену ничего партийного: «Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды. Вольтер». Просто, лаконично и в высшей степени поучительно. «Нужен наследник с иммунитетом» Школьные каникулы в самом разгаре, но очередное 1 сентября Борису Павловичу уже не дает покоя. И дело не только в том, что, кроме геометрической, контурной и рельефной резьбы по дереву, учитель хочет попробовать еще и скульптурную резьбу. Учебный процесс не должен стоять на месте, иначе какое это творчество. - Школа начнется, надо ребят чем-то новым завлечь. Удастся мне им внушить, что работа - это прежде всего творчество, а работать - это творить, значит, я сберег для жизни еще не одного мужичка. Надоели мне постоянные сравнения: труд - это трудности, работа - рабство, а страда - страдания. Надоели, как развалины вокруг Сковородина, да и в самом городе тоже. Мы же людей теряем, свою смену! С Борисом Павловичем трудно не согласиться, особенно если знать, где экспонировались работы его учеников в советское время. Его воспитанник Алексей Романов был удостоен даже бронзовой медали ВДНХ СССР, сам Сериков - звания почетного железнодорожника. Несколько выпускников, как и он, учились на худграфе в институтах Хабаровска и Благовещенска. Кто из них найдет себя именно в этом творчестве и когда - одному Богу известно, но нестандартный подход к делу, желание творить, а не просто работать им уже привиты со школьной поры. Значит, есть иммунитет против скуки, порока и нужды. - За ваши немалые труды судьба наверняка не раз даровала вам исполнение желаний? - При чем тут судьба, я сам творец своей мечты. Захотел мастерскую украсить снаружи домовой резьбой - сделал. Обожаю рыбалку, даже не сам процесс меня интересует, а послушать, как ручей журчит. Значит, хоть раз в год, но отдохну душой. А насчет самого заветного желания Сериков не стал распространяться. Наверное, чтобы не спугнуть мечту. У него еще есть время, чтобы присмотреться и выбрать себе мужичка, который бы «унаследовал» школьную мастерскую, его любовь к детям и это волнующее чувство мастера к чисто оструганной доске.
Борис Сериков сберегает для жизни мужичков
Общество«Домовой тебя не любит», - как-то в сердцах бросила мужу Фаина Александровна. Борису Серикову дома не сидится: с раннего утра уходит в школу и допоздна задерживается на работе. То уроки, то кружок декоративно-прикладного творчества, а то заказ надо выполнить. Даже сейчас, на каникулах, когда его коллеги «отдыхают» от учеников, ему тяжело без ребятни, их бесконечных «почему» и «как это сделать».
Фото: Архив
Амурская правда
от 14.07.2005
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии