Впрочем, даже в Москве число заведений общественного питания в несколько раз меньше, чем в европейских столицах. В центре России рынок ресторанных услуг, в сравнении с отдаленными территориями, формируется совершенно в ином русле. Например, среди гастрономических предпочтений москвичей доминируют европейская и итальянская кухни. На третьем месте - родные русские блины и пельмени. Китай-скую кухню, блюда которой предлагают большинство заведений общественного питания Благовещенска, выбирают только шесть процентов жителей столицы. Мясо с ананасами в готическом стиле По прогнозам, ближайшие год-два будут успешными для развития так называемого фаст-фуда - заведений, в которых можно быстро и недорого перекусить. Однако Приамурье, возможно, обойдет бум гамбургеров и сэндвичей. - Такой сегмент рынка, как фаст-фуд, у нас практически не развит. Чтобы этот бизнес двигался, нужно на каждую тысячу человек открывать одну пиццерию, - рассказывает вице-президент одного из центров, оказывающих поддержку развитию предпринимательства в Амурской области, Ольга Белоусова. - Наши рестораторы пока не готовы покупать франчайзинг, раскрученное имя и отработанные технологии. Амурский рынок услуг общественного питания насыщен сегодня ресторанами и кафе китайской кухни, которые доминируют. Причем такая ситуация складывается только в Амурской области. В целом по региону сеть ресторанов фаст-фуд довольно широка. Но у этой медали две стороны. Вторая довольно приятная: ресторанные услуги доступны широкому кругу. По мнению Ольги Петровны, у многих амурчан сложилась традиция ужинать вне дома. В других регионах по причине высокой цены семейные застолья в ресторанах происходят только по особым поводам. Между амурскими точками общепита сегодня достаточно сильна конкурентная борьба, поэтому предпринимателям приходится прилагать немало усилий и фантазии, чтобы привлечь внимание клиентов к своему кафе или ресторану. Так, например, один из баров Благовещенска обещает посетителям погружение в атмосферу времени «Мэрилин Монро, терпкого «Шанель» и ревнивых бриллиантов». Обстановка в залах другого заведения перенесет еще дальше - «в загадочный мир Западной Европы XV века». Правда, кухня здесь, как и в большинстве точек общепита областного центра, китайская. Современные кафе и рестораны Благовещенска оформлены со вкусом, но без изюминки. Так считают сами посетители. По их мнению, в интерьерах нет определенного стиля, который соответствовал бы национальному колориту кухни. Обслуживание тоже не всегда по высшему разряду. Собственные обычаи и традиции в заведениях - большая редкость. Официант - не профессия Зачастую это объясняется отсутствием квалифицированного административного аппарата и качественного менеджмента. Образовательных центров и агентств, специализирующихся на ресторанной тематике, профильных учебных заведений на Дальнем Востоке, да и по всей стране, очень мало. Как показывают наблюдения амурских экспертов, не каждый предприниматель знает, что при планировании бизнеса нужно учитывать не только собственное стремление получить прибыль, но и желания клиентов. А для этого необходимо знать, кто посещает заведение. - Самая большая трудность для рестораторов - выбор целевой аудитории, выяснение ее вкусов, предпочтений. Обязательно должны быть намечены границы той группы, на которую ориентирован бизнес, - продолжает Ольга Петровна. - На наших семинарах и тренингах предприниматели часто задают вопросы, связанные с позиционированием имени своего заведения. Помощь клиентам в выборе блюд - еще одна актуальная тема. С 2003 года в области реализуется программа комплексного содействия развитию предпринимательства на Дальнем Востоке. Одно из направлений этой программы - отраслевой консалтинг. Мы оказываем помощь в решении проблем качества обслуживания. Ведь если бизнес слабо организован, ошибки серьезно повлияют на уровень сервиса, и клиенты «проголосуют ногами». Чтобы привлечь посетителей, рестораторам приходится вкладывать немалые средства в техническое оснащение заведений и обучение персонала. Для большинства владельцев баров и кафе нашей области такие инновации не по карману. А повышение квалификации официантов и барменов некоторые бизнесмены и вовсе воспринимают как ненужную роскошь. К работе обслуживающего персонала в индустрии ресторанных услуг у нас до сих пор относятся как к несерьезному занятию. Потому и сами официанты не спешат становиться профессионалами. Однако определенные положительные изменения все-таки происходят. Несмотря на то, что меню многих ресторанов и кафе города стандартное, некоторым удается предложить посетителям нечто оригинальное: - Мы периодически обновляем перечень фирменных блюд, которые изобретают наши повара, - говорит администратор одного из городских кафе китайско-узбекской кухни Юлия Чеплыгина. - У нас работают исключительно иностранные специалисты, носители национальных традиций. Держать марку помогает также запрет на курение в зале. Многие рестораторы пошли по пути пропаганды здорового образа жизни, наслушавшись претензий от некурящих клиентов. Интересно, что среди любителей поглощать никотин нововведение нашло понимание. Бестселлер Европы прижился и в России Несмотря на то, что рынок диктует свои условия, отдельные островки «совдеповского» общепита с ненавязчивым сервисом еще сохранились. Осколки советской эпохи остались кое-где на предприятиях и в некоторых государственных учреждениях, где в столовых и буфетах воздух пропитан борщом и подгорелым маслом, а алюминиевые ложки и граненые стаканы живут дольше посетителей. В обеденные часы пик переполнены даже такие заведения. Комплексные обеды предлагают почти все кафе и рестораны, расположенные в центре Благовещенска. Что касается завтраков, здесь существует определенный «пробел». - Причина - в отсутствии спроса, - считает Ольга Петровна. - У горожан нет привычки ходить в кафе по утрам. Сейчас завтраки предоставляют в основном рестораны при гостиницах и некоторые круглосуточные заведения. Возможно, такие услуги будут широко распространены через несколько лет. Подобные прогнозы дают многие аналитики. Ожидается, что в регионах начнет расти такой сегмент рынка, как кофейни. Пока большинство россиян по утрам пьют кофе дома или на работе. Но уже сейчас жители регионов начали охотно перенимать пристрастие москвичей к хорошо приготовленному натуральному кофе. Те когда-то взяли пример с европейцев. Как известно, бороды брить и кофе пить на Руси повелел Петр Великий. Но лишь сейчас культура употребления этого напитка стала приносить существенные прибыли российским бизнесменам. Следуя давним традициям, амурские кофейни даже оформляются по-европейски: в коричнево-бежевые тона. Кстати, курить в кофейнях строжайше запрещено. В данном случае причина - не только в стремлении заведений поддерживать имидж. В хорошей кофейне должен присутствовать лишь благородный горьковатый аромат бодрящего напитка. Популярными станут те кофейни, которым удастся сохранить атмосферу тепла и домашнего уюта. А еще такие заведения, где будет расширяться ассортимент блюд, повышаться уровень обслуживания. Как уверяют аналитики, в ближайшее время развитие ресторанного бизнеса в Приамурье будет в большей мере качественное, чем количественное.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии