Администрация области проект поддержала Проект строительства реализуется в рамках концепции перспективного развития России и в соответствии с протоколом заседания Правительства РФ «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года». Мы уже сообщали, что проект получил поддержку администрации области. Распоряжением губернатора одобрена декларация о намерениях строительства нефтепровода и разрешено проведение проектно-изыскательских работ по трассе нефтепровода на территории Приамурья. Уже на стадии обоснования инвестиций чиновниками областной администрации были сформулированы предложения, которые были учтены при разработке проекта. Нет нужды объяснять, что прокладка «трубы» способствует развитию инфраструктуры и социально-экономической сферы, получению областью налоговых и иных поступлений. При строительстве нефтепровода будут созданы новые рабочие места, а также появится возможность использования продукции местных предприятий при выполнении строительных, монтажных и ремонтных работ. Эксплуатация трубопровода позволит получать дополнительный доход в бюджет области и обеспечит работой значительную часть местного населения. По мнению администрации области, строительство нефтепровода от Тайшета до Сковородина и далее с транспортировкой нефти в районе бухты Перевозная в полной мере отвечает и экономическим, и стратегическим интересам нашего региона, да и России в целом. Но коль скоро предполагаемая трасса будет проходить по нашей территории, амурчане вправе иметь законную возможность получить информацию о проекте и внести свои предложения по его реализации. Этому и были посвящены общественные слушания. 30 млн. тонн нефти по Транссибу Понятно, что собравшихся на слушания более всего волновала эксплуатационная безопасность проекта. Сооружение будет грандиозное. Его можно сравнить разве что со строительством легендарного БАМа. Михаил Баранов, главный инженер проекта ОАО «Гипротрубопровод», рассказал, что на своем пути трасса встретит более 600 водных препятствий. Реки шириной более 50 метров будут брать методом наклонно направленного бурения. То есть «труба» пройдет под руслом этих рек на глубине от 8 до 15 метров. На таких переходах трубы усиливаются несколькими слоями изоляции, чтобы служили дольше. Мы привыкли думать, что нефтепровод обычно идет по поверхности земли. На самом деле по территории Приамурья только примерно 26 км трассы из шестисот пройдут по поверхности. При прокладке «трубы» неминуемо будут пересекаться авто- и железные дороги. Их переход осуществят подземно, закрытым способом, без нарушения транспортного полотна. При наземной укладке еще утепляют жестким пенополиуретаном, укроют оцинкованным металлом, а также обеспечат ее электро- и химзащиту. На трассе через каждые 25 - 30 км и на речных переходах установят специальные автоматизированные задвижки. По всей трассе их будет 283, которые в случае возникновения нештатной ситуации за минуту и без участия человека перекроют подачу нефти. Перед вводом и в процессе эксплуатации периодически будет проводиться очистка нефтепровода, диагностика и сварных стыков, и самой «трубы». Признано, что российская технология диагностики на данный момент является передовой. Сейсмоустойчивость такого объекта должна быть не менее 6 баллов. На самом деле, как утверждает разработчик проекта, сейсмоустойчивость обеспечивается с запасом - вплоть до 9 баллов. При принятии технического решения по материалам и иным составляющим проектировщиками были учтены все условия эксплуатации, в том числе и климатические. До начала основного строительства будет проведена подготовка железнодорожных станций и прочих объектов к приему металла, материалов и строительной техники. На различные работы будет привлечено до 5 тысяч человек, 95 процентов - из местного населения. Так говорят о своих планах руководители проекта. Непосредственно в обслуживании «трубы» задействуют примерно 700 человек. Однако так или иначе в этот процесс будут вовлечены десятки различных предприятий - на временных работах, подряде и субподряде. Подрядчики на строительство будут определяться на конкурсной основе. Разумеется, строителям потребуется много различных материалов, которые возьмут преимущественно в Приамурье и при помощи местных предприятий. На первом этапе в Сковородине будет построена нефтеперекачивающая станция с резервуарным парком на 400 тыс. кубометров. Этот город, по существу, станет приамурским центром проекта и наливным терминалом, поскольку после сдачи первой очереди проекта Тайшет - Сковородино поступившую сюда нефть далее повезут по железной дороге. На пике объем такой перевалки может составить 30 млн. тонн. В этой связи участники слушаний не могли не взволноваться. И вот почему. Сегодня Транссиб не загружен, как хотелось бы того железнодорожникам. Однако при возросшем в разы объеме перевозок (да еще экологически «неудобного» и к тому же горючего продукта) справятся ли железнодорожники, берущие на себя всю полноту ответственности? Ведь на всем протяжении «железки» в Приамурье не наберется и десятка тупиков, готовых на время принять составы с нефтью. В безвременье там все разобрано и украдено, а рельсы ушли металлоломом за рубеж. Представитель заказчика не скрывал, что этот вопрос тревожит и строителей, и хозяев будущей «трубы». Действительно, сегодня железная дорога пока не готова перевозить дополнительно миллионы тонн нефти. Однако еще есть время к этому хорошо подготовиться, вложив в модернизацию большие средства. Что и будет сделано. Но надо еще учитывать, что нефть из Сибири будут возить в огромных объемах со станции Сковородино на восток только до ввода в эксплуатацию всей нефтепроводной системы. То есть несколько лет. Далее этот грузопоток значительно уменьшится. И такой порядок вещей останется надолго, поскольку нефти в Сибири, как полагают специалисты, еще лет на 70. Компенсация предусмотрена Надо быть наивным, чтобы рассчитывать на какие-то умопомрачительные компенсации за нанесенный природе ущерб в результате строительства и эксплуатации нефтепровода. Хозяин «трубы» - компания государственная. На слушаниях шли дебаты вокруг суммы в 200 млн. рублей. Мало - всего по 200 рублей на живую душу получается. Но любые обязательные платежи и компенсации так или иначе оговариваются действующим законодательством. Колоссального ущерба природе нанесено не будет, уверяют проектировщики. Уверены в этом и представители ОАО «АК «Транснефть». В качестве примера гендиректор ОАО «Транссибнефть» М. Чемакин привел следующий аргумент. Через всю Москву под землей проложен нефтепровод. Сорок лет по трубе гоняют нефть - и пока ни одного ЧП. Во всяком случае, столичные власть и общественность по этому поводу с производственниками не пикируются. К тому же Михаил Павлович привел следующий аргумент: «Транснефть» недавно подтвердила международный экологический сертификат, который выдали независимые немецкие эксперты. То есть предприятие работает на мировом уровне. Надо сказать, что данный проект трансазиатского нефтепровода уже как минимум четвертый. Предлагались, в частности, варианты через Монголию и Китай. По одному из них «труба» должна была пройти по побережью Байкала. Однако экологи и общественность этот проект блокировали. Нынешний как будто устраивает всех и, по существу, получает статус стройки национального значения. Хотя разного рода экологи, да и сами разработчики проекта в один голос говорят: мол, проект повышенной опасности и будет работать как следует только при условии жесткого контроля всех заинтересованных сторон. Вот что говорили специалисты из Благовещенска и области. Василий Офицеров, департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу администрации области: - Нефтепровод - производство высокотехнологичное, но и в известном смысле опасное. Поэтому строителям такого промышленного объекта специалисты администрации области спокойной жизни не обещают. Требования просты: природоохранное законодательство должно выполняться в полном объеме. Альбина Воропаева, управление Ростехнадзора по Амур-ской области: - Законность и обоснованность данных слушаний подвергать сомнению не приходится. Многостадийная подготовка к строительству нефтепровода идет по плану и в соответствии с законодательством. Олег Малыгин, администрация Тындинского района: - Тындинцы заинтересованы в появлении нового производства на их территории. В городе действуют штаб стройки и общественная приемная, в которую северяне обращаются по различным вопросам. Их интересует, как будут соблюдаться экологические требования, как можно туда устроиться на работу. Нефтепровод пройдет по территориям традиционного проживания малочисленных народов севера. Власть собирала несколько сходов эвенков, и те не выказали неприятия или несогласия в отношении строительства. А. Тимашев, бизнесмен: - Разумного человека нет нужды убеждать в необходимости такой стройки для Приамурья. У нас ведь нет избытка в рабочих местах, не так много работы, за которую работодатель платит «ударно». Новая стройка все это дает. Уверен, для многих амурчан строительство нефтепровода, а затем и его эксплуатация станут делом жизни. ...Выступления экологов на слушаниях, наверное, следовало бы разделить на выступления профессионалов и общественников. Последние старались вести свою линию жестко. Экоклуб «Улукиткан» и «Экологическая инициатива» в лице Людмилы Федоровской предостерегли общественность от самоуспокоенности. Поскольку практика показывает, что нефтепровод - дело не такое уж безобидное, как его пытаются представить. Это действительно так. Но почему-то аплодисментов Людмила Евлампиевна не сорвала. Зато на выступление Марии Торба, шеф-редактора «Амурской правды», собравшиеся на слушания отреагировали живо. Так получилось, что от областных СМИ слово взяла только наша газета. Телевизионщикам действо (слушания) быстро наскучило, и они удалились уже через час, а пишущие журналисты активности не выказали. - Сохранить девственность амурских лесов - задача, конечно, достойная, - рассуждает Мария Никитовна. -Однако куда важней дать людям работу, наполнить бюджеты районов области. При этом надо помнить, что строительство нефтепровода вполне отвечает национальным интересам россиян. За сохранение природы бороться надо. Но при этом не следует превращать Амурскую область в затерянный мир - огромный медвежий угол, где хорошо будет дикой живности, но неуютно, голодно и бесперспективно человеку. - Не надо из нефтепровода делать пугало, - убеждал собравшихся Михаил Чемакин. - Ведь нефть по трубам в мире перегоняют уже десятки лет. Наш опыт показывает, что безаварийно работать можно. И мы готовы наглядно продемонстрировать представителям амур-ской общественности и прессы, как работают аналогичные объекты в других регионах России. Как водится, по результатам слушаний был принят соответствующий протокол, основные его выводы таковы: представленные на обсуждение общественности материалы принять за основу. Обоснованные предложения и замечания, полученные в ходе слушаний, внести в проектно-сметную документацию. О начале стройки говорить еще рано. Однако в Тынде уже набрана группа будущих строителей и эксплуатационников запланированного нефтепровода. Люди отправлены учиться на действующие в Сибири объекты ОАО «Транснефть».

Возрастная категория материалов: 18+