Он прожил в Тынде 25 лет и постоянно интересуется происходящими там событиями. Возможно, поэтому тема первого этапа строительства БАМа в 30-е годы стала одной из любимых тем в моих исторических исследованиях. От зимовья к рабочему поселку В январе 1926 года Дальневосточная область, существовавшая со времен упразднения ДВР и присоединения Дальнего Востока к Советской Республике, была преобразована в Дальневосточный край. В его состав войдет Зейско-Алданский округ с центром в Рухлове (ныне Сковородино). На его территории сформируется район с центром в поселке Джелтулак, основанном в бассейне реки Гилюй русскими купцами еще в начале ХХ века. 10 декабря 1931-го постановлением ВЦИК РСФСР район получит официальное название Джелтулакского. О самой Тынде как о маленьком населенном пункте, располагавшемся на территории этого района на реке с одноименным названием, тогда мало кто знал. До 1927 года Тында называлась зимовьем, т. е. временной, перевалочной базой, складом продовольствия на зиму для охотников, промышлявших в этом районе. В том году к зимовью приблизится строительство Алдано-Якутской автомобильной магистрали (строилась еще с начала ХХ века), и в 1928-м Тында получит статус рабочего поселка. Еще в начале ХХ в. в бассейнах дальневосточных рек и речушек ежегодно добывалось более одной трети общероссийского золота. Развернувшаяся в стране индустриализация промышленности требовала увеличения объемов добычи золота. Для этого будет задействована многочисленная армия подневольных спецпереселенцев. В сентябре 1931-го управление Дальневосточного исправительно-трудового лагеря ОГПУ в соответствии с договором между ГУЛАГом и Всесоюзным объединением «Цветметзолото» начинает переселение в приисковые районы «раскулаченного элемента». Сюда отправляли людей из центральных районов страны и приграничья Дальнего Востока. В начале 30-х годов появятся первые палаточные городки переселенцев в Джелтулакском районе: на приисках «Соловьевский», «Стрелка», «Нил», руднике им. Кирова (в 18 км от прииска «Соловьевский»), в поселке Уркан. Появятся спецпоселенцы и в Тынде. Они были заняты на временных подсобных работах, не имели постоянного места дислокации. Вскоре появятся и другие поселки. Палатки сменят рубленые и «фаршированные» бараки (с двойными из досок стенами, забитые стружкой и строительным мусором). Так возникнет один из первых на территории современной Амурской области Джалиндо-Урканский переселенческий район, сохранявший свое предназначение и после Великой Отечественной войны. БАМлаг разрастается 13 апреля 1932 года СНК СССР принял постановление «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». Наркомату путей сообщения предписывалось «немедленно приступить к подготовке и производству работ» по постройке железнодорожной магистрали от ст. Уруша Забайкальской железной дороги, через Тынду (в планах еще называемую зимовьем) к селу Пермскому (будущий Комсомольск-на-Амуре). Длина трассы должна была составить от 1650 до 2000 км. Планировалось начать строительство в 1933-м и закончить через два года. К сентябрю 1932 г. план управления строительства БАМа наркомата путей сообщения («Дальжелдорстрой») по вербовке вольнонаемных рабочих был выполнен лишь на 50%, и тогда Политбюро ЦК ВПК(б) приняло решение передать строительство БАМа в ведение ОГПУ. В ноябре 1932 года управление «Дальжелдорстроя» будет расформировано и создано управление строительства БАМа ОГПУ с подчинявшимся ему Байкало-Амурским исправительно-трудовым лагерем (БАМлаг). Первоначально территория будущей дороги была разделена на четыре участка: Тахтамыгда - Тында, Тында - Зея, Зея - Усть-Ниман, Усть-Ниман - Комсомольск-на-Амуре. Но затем выяснится: территория, по которой должна пройти железнодорожная магистраль, еще досконально не изучена. Перед лагерем будет поставлена задача - основные силы бросить на возведение вторых путей Транссиба, и лишь на участке Бам - Тында строить новую железнодорожную ветку. На линии будущей дороги к началу 1933-го будут сформированы структурные подразделения лагеря: управление со штабным лагпунктом в Свободном, 1-е Тахтамыгдинское отделение, лагпункты в Норске и Зее. С начала 1933 г. лагерь начинает прирастать все новыми и новыми лагерными подразделениями. В марте БАМлаг обзаведется Тындинским (позже Нюкжинским) лагерным отделением, созданным для осуществления строительства нового железнодорожного пути. БАМлаг разрастается. В начале 1934-го имеет 8 лагерных отделений, через год - уже 12 отделений, к 1936 г. их будет свыше 15. Но новую железнодорожную магистраль от ст. Бам до ст. Тында будут строить лишь только два отделения - Мартыгидское и Нюкжинское. Кроме того, в Тынде будет функционировать лагерный пункт, ориентированный на лесозаготовки для нужд строящейся магистрали. Маршрутом фантаста Ефремова В самой Тынде лагерный поселок был построен к началу 1933 г. Он располагался на правом берегу одноименной реки, а вольный поселок - на левом берегу (чуть ниже по течению от современного автомобильного моста). До сих пор на улице Верхняя Набережная в Тынде стоят три двухэтажных дома-барака, выстроенных заключенными для сотрудников НКВД. К 1935 г. поселок постепенно застраивается зданиями лагерной инфраструктуры. К примеру, в полукилометре от здания начальника станции возвели следственный изолятор третьей (оперативно-чекистской) части 1-го отделения БАМлага НКВД. А сам поселок Тында был невелик. В 1935 г. в типографии культурно-воспитательного отдела управления БАМлага напечатали сборник стихов поэтов-заключенных, который назывался «Путеармейцы». Вошли туда и стихи заключенного Г. Воловика, который так описал поселок Тында того времени: «На Тынде было два барака, Пяток оленей и собака Да наша буйная бригада, Которой все на свете надо». При поселке функционировал оленеводческий колхоз им. 1 Мая. В Тынде будет базироваться несколько изыскательских партий. Первостроители БАМа, изначально неизвестные, впоследствии прославятся на всю страну. Это и руководитель геолого-разведочного отряда, производившего изыскания будущей трассы БАМа, Иван Антонович Ефремов, в будущем известный писатель-фантаст, автор известных фантастических романов «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы» и др. В 1934 г. его геологическая партия будет проводить разведку полезных ископаемых в притрассовой местности. Позже один из участков БАМа будет построен по маршруту отряда Ефремова. Паспорт со штампом «Минус 39» Часть освобожденных по отбытии наказания бывших строителей трассы оседала на жительство в зоне БАМа, обзаводясь хозяйством, семьями, и, не имея возможности устроиться на другую работу, продолжала работать на лагерь. Паспорта освобожденным выдавались лишь «в виде особого поощрения тем, которые за время пребывания в лагерях... ударным трудом на деле доказали свою готовность честно работать». Даже получившие паспорта не могли вернуться домой: в «серпастый-молоткастый» ставился штамп «Минус 39», запрещавший им проживание в 39 крупных городах страны. Освобожденным предлагалось подписать контракт с БАМлагом на вольнонаемную работу. Так росла численность населения в Приамурье... Проработавшим в лагере в течение трех лет специалистам снималась судимость, но они не были застрахованы от нового ареста. Во второй половине 1932 г. в стране разразился кризис в сельском хозяйстве, грозивший обернуться полным крахом всей государственной системы. Последовали указания о прекращении репрессий в деревне на основании так называемого закона о пяти колосках. К середине 1933 г. по постановлениям коллегии НКЮ было отменено от 50 до 60% судебных приговоров, вынесенных в соответствии с вышеуказанным законом. Следствием этого стало существенное сокращение заключенных в Байкало-Амурском ИТЛ. Но вскоре кризис недостатка кадров будет преодолен за счет нового витка репрессий в стране. Заключенным-специалистам лагерной администрацией создавались мало-мальски сносные условия для работы и отдыха, их пайки были больше. Этого требовал текущий момент. Но как только человек становился не нужен, собранный на него компромат становился основой для новых обвинений. Из спецсводки осведомителя в 3-й отдел лагеря за 1935 г.: «Инженер Ж. в 1935 г., работая на фаланге N 17 «Кривой ручей» и «Красная Заря», делал контрреволюционные заявления: - Методы строительства ГПУ-НКВД никуда не годные: спешка, рывки, низкое качество и т. д. Ход строительства БАМ - Тында идет безобразно... Строили деревянный мост возле ст. Красная Заря, я указывал на недостатки... В результате мост наклонился в одну сторону, и пришлось его переделывать. Между (реками) Янканом и Красная Заря нужно было положить трубу, так как там подземные воды... будут постоянно размывать полотно,.. %E
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии