И не только увидеть, но и насладиться их работой. Ведь по кино- и телефильмам порой судить о профессионализме и мере таланта актера трудно. Во-первых, не знаешь, с какого дубля был снят тот или иной эпизод. Во-вторых, бывает, что над одним кинообразом работают несколько актеров да еще парочка каскадеров. В театре же все здесь и сейчас, на глазах у зрителя. Маленький человек с бескрайней душой Постановка «Голоса» по пьесе Михаила Варфоломеева была, пожалуй, единственной, на которую билеты еще продавались перед спектаклем - на все остальные они были раскуплены задолго до начала фестиваля. Имя народного артиста Белоруссии и народного дальнобойщика России Владимира Гостюхина в главной роли оказалось для благовещенцев, очевидно, слабой приманкой. Пьеса Варфоломеева, конечно, уже вчерашний день (в нашем драмтеатре спектакль по ней шел лет шесть назад и уже тогда казался слегка анахроничным). Жизнь в провинции мрачна и невыносима, считает М.Варфоломеев, и выхода из нее два: либо вырваться в столицу и пасть там на самое дно, либо уйти из жизни вообще. Подобная точка зрения в кинематографе, более чутко откликающемся на настроения в обществе, сегодня утратила свою актуальность. А на сцене «маленькие люди» по-прежнему бунтуют и ищут какой-то выход, предварительно подперев дверь огромной вешалкой. Два «никчемных» человека из провинции - ставшая московской девочкой по вызову Даша и влюбленный в нее нелепый мечтатель Тихов - заперлись в номере московского отеля, по очереди шокируют друг друга откровенными признаниями и решают покончить жизнь самоубийством, выпрыгнув в окно... Но зритель не успевает вникнуть в трагизм ситуации, потому что за окном оказывается пожарная лестница, по которой герои весело убегают в новую жизнь, прихватив с собой недопитое вино. Смотреть на это все и не стоило бы вовсе, если бы не актерская работа Владимира Гостюхина. Его «маленький человек» с бескрайней, как Россия, душой - очередное талантливое прочтение вечного образа. Тихов (Гостюхин) старается выговорить непослушными словами и свою любовь, и свое непонимание смысла бытия. Для него невозможность подобрать нужные слова - очередное его поражение. И единственное, что ему в жизни удается, - это «улыбаться разбитой в кровь мордой». Герой Гостюхина заставляет зрителя сопереживать, горевать по поводу несуразностей жизни вместе с ним. И в хэппи-энд, предложенный Гостюхиным-режиссером, не верится вообще. Дуэль со зрителем «Дуэль для слабых созданий» по мотивам произведений А. Чехова в постановке Владимира Салюка изначально обречена на успех. Во-первых, беспроигрышные на протяжении чуть ли не столетия чеховские водевильчики «Медведь» и «Юбилей». Во-вторых, звездный ансамбль - народные артисты Екатерина Васильева, Наталья Егорова, Евгений Киндинов, Аристарх Ливанов. Впрочем, классика бывает обманчива. На прошлогодней «Амурской осени», к примеру, по рассказам Чехова представлял спектакль «Лица» народный артист Александр Калягин. Надо сказать, что смотреть на актера первой величины было интересно, работал он профессионально, но за живое зрителя спектакль особо не задел. Но на этот раз все было иначе. Декорации весьма условные - какая-то гора мебели под черной драпировкой. Зато персонажи настолько яркие, каждый со своими «тараканами», что оторвать взгляда от сцены невозможно. Наталья Егорова, знакомая по историческим полотнам Светланы Дружининой, оказалась средоточием неистощимого юмора. Женственная, азартная и одновременно лицемерная вдовушка, пожелавшая стреляться на пистолетах, свела с ума бывшего вояку с грендарскими манерами (Аристарх Ливанов), и дуэль окончилась страстным поцелуем. Казалось бы, классика, виденная сто раз по телевизору, каждая реплика знакома. Но смотришь на лакея в исполнении Евгения Киндинова, и каждое его сценическое движение интересно, каждое вносит новую краску в развитие действия. Екатерина Васильева на сцене во втором действии потрясает зал глубиной лиризма. В третьем действии появляется в роли комической старухи. Своими перепадами от истерического плача к истерическому смеху, причитаниями на тему «Я женщина слабая...» она доводит до точки кипения зрителей, которые непроизвольно складываются пополам от хохота. Когда известные актеры разыгрывают Чехова, безусловно, на это стоит посмотреть. Особенно если режиссура неплохая. «Дуэль для слабых созданий», пожалуй, один из самых сильных спектаклей, выставленных на конкурс антреприз. Королевам нужен Фрейд «Чокнутые королевы» в постановке О. Субботиной можно назвать самым загадочным спектаклем «Амурской осени-2005». Поставлен он по пьесе «Зарницы» современного драматурга Д. Калля. Сама по себе пьеса многослойная, как пирог, состоящая из нагромождения пародоксов, и понятной становится не в момент просмотра, а дома, после раздумий и сопоставлений. Сестры, одиноко живущие при трактире на богом забытой трассе, состязаются в безумии. Умница-красавица Ханни (Эра Зиганшина), бросившая в свое время учебу в университете и отказавшаяся от поклонников, чтобы ухаживать за идиоткой-дурнушкой Китти (Лия Ахеджакова), на фоне сестры кажется более сумасшедшей. На протяжении спектакля возникают темы ревности-соперничества в отношении отцовской любви, убийства как избавления, оживления неживых предметов и умерщвления живых существ, темы вечности и краткости бытия. В этой вакханалии разнообразных фобий возникает третий голос - заблудившаяся Молли Пробст (Мария Кузнецова), у которой заглох автомобиль. Но и у Молли своих проблем столько, что ни один Фрейд не разберется. Трое немолодых женщин выпивают, раскрепощаются и высказывают вслух все самое сокровенное, даже такое, чего в приличном обществе не говорят. Мир сошел с ума, и обезумевший человек мечется в этом безумном мире, где человеческие отношения себя исчерпали, а до Бога очень далеко - эта тема для литературы и драматургии неновая. Другой вопрос: насколько она подходит для антрепризного спектакля, рассчитанного на массового зрителя. Сказать, что «Чокнутые королевы» не заставили задуматься - явно погрешить против истины. Но утверждать, что они были восприняты залом... Тоже не совсем так. Зато мы познакомились с необычной драматургией.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии