Монстры не скоро еще наскучат зрителю, поэтому и фильмы с их кровавым участием будут штамповаться еще не один десяток лет, отличаясь друг от друга только продвинутостью спецэффектов. Прибавьте к этому еще и страсть продюсеров к экранизации не только произведений мировой литературы, но и комиксов с компьютерными игрушками, и рядовой блокбастер готов. Не очень интересно идти в кинотеатр на заведомо известную историю, но ведь идут и идут. Тень великого имени Компьютерная игра «Doom» - одна из самых первых «бродилок-стрелялок» в истории виртуальных развлечений. Удачная идея предоставить игроку возможность смотреть на нарисованный мир глазами персонажа, максимально приближая выдумку к реальности, принесла предприимчивым создателям солидные по тем временам доходы. Потом за дело взялись другие, игр в таком жанре вскоре образовалось превеликое множество, но «Doom» так и остался одной из самых знаменитых, в которую, впрочем, никто сейчас не играет. Альтернатива, сэр... Например, третья часть этого самого «Doom’а» очень даже живо продается во всем мире. Кстати, авторы фильма много взяли и из нее. А раз имеется легендарная игра - почему бы не снять по ней фильм? Пригласить одного известного актера, живенько изобразить кошмарных монстров, забрызгать съемочный павильон бутафорской кровью. Потом провести качественную рекламную кампанию, еще раз напомнить зрителям, что это «та самая легендарная игра», и собрать с них за это деньги. А то, что большинство после сеанса плюется и слова всякие нехорошие говорит, - не беда. Проект работает. Пока в американском кинематографе не так уж много подобных экранизаций. На ум приходят только «Уличный боец» (приглашенная звезда - Жан-Клод Ван Дамм), «Смертельная битва» (здесь уже Кристофер Ламберт), «Лара Крофт» (симпатяшка Анджелина Джоли) и дилогия «Обитель зла», где в кошмарных созданий изо всех стволов палила американка с русскими корнями по имени Мила Йовович. Теперь к ним добавился «Doom», великий и ужасный. Надо сразу заметить, что ни один из этих фильмов не блещет особой интеллектуальной насыщенностью, а широкой популярностью пользовалась разве что «Смертельная битва». И неудивительно. Кстати, права на экранизацию «Doom» кинопродюсеры выкупили у авторов чуть ли не пятнадцать лет назад. Почему идея мариновалась столько времени - не знаю, но на пользу ей это все равно не пошло. Даже затхлостью какой-то пахнуло. И все же режиссер Анджей Бартковяк выбил из жадных продюсерских бумажников 60 миллионов долларов и приступил к съемкам. Результат можно наблюдать на экранах российских кинотеатров. Проблема распахнутых дверей Сюжет фильма незатейлив, как и положено детищу компьютерной стрелялки. Будущее. Секретная научная лаборатория на Марсе (дался им этот Марс все-таки!) присылает на Землю сигнал SOS. На Красную планету отправляется отряд десантников, который к ужасу своему обнаруживает, что исследования ученых привели к открытию некоего портала между измерениями. Причем в соседнем живут никакие не гуманоиды, готовые идти на контакт, а самые настоящие монстры, тупые и кровожадные, способные только на убийство. Монстры, которых там скопилось как ос у бочки с квасом в жаркий день, незамедлительно лезут в дверь и пленных не берут. На то им и все эти зубы-когти, чтобы сеять жуткую смерть и катастрофический хаос, который так и подмывает назвать просто бардаком. Как и все герои голливудских фильмов, десантники ужасаются совсем недолго и бодро принимаются воевать с незваными гостями при помощи разнообразных достижений оборонной промышленности будущего. Выстрелы гремят, кровь течет, а телепортатор между Землей и Марсом (в будущем бывает и такое транспортное средство) открыт. Поэтому бравые и вооруженные до зубов парни с Голубой планеты должны в буквальном смысле костьми лечь, но не позволить нечисти добраться до землян, которые пребывают в счастливом неведении о надвигающейся угрозе. Вот в принципе и все. Остальное - просто беготня по коридорам с плохим освещением, а также без оного вообще. А также стрельба из всех видов огнестрельного оружия и марсианская резня бензопилой. В общем, тот самый случай, когда становится скучно от того, что должно бы действовать как раз наоборот. Несмотря на солидный бюджет, авторам фильма не удалось привлечь на роль главного героя (десантника, конечно) актера уровня Брэда Питта или хотя бы какого-нибудь Бена Аффлека. Между тем это было вполне выполнимо, учитывая неистребимую любовь всех американских актеров к подобным сюжетам и персонажам. Будь он хоть самый гениальный и драматический, а предложи роль Бэтмена (Джеймса Бонда, Человека-Паука, Супермена - не суть важно) - согласится, не раздумывая. Все хотят быть мутантами, спасающими человеков, хотя бы в кино. В «Doom’е» зритель легко узнает только одно лицо. Это суровая физиономия Дуэйна Джонсона по прозвищу Скала. Именно он примерял костюмчик Царя Скорпионов в знаменитой «Мумии», часть вторая. Кстати, этот дурацкий персонаж настолько покорил сердца публики и продюсеров, что про него потом сняли отдельное кино с одноименным названием. Что еще раз доказывает: чтобы стать легендой, недостаточно просто поигрывать мускулатурой, метко стрелять и подхватывать на руки красавиц. Необходимо, чтобы у тебя вырос скорпионий хвост, львиные когти или хотя бы парочка дополнительных рук. Вот тогда и вперед за напыщенным псевдонимом и всемирной славой. Имена остальных актеров неискушенному в киноведении зрителю ничего не скажут. А и не надо ничего говорить. Достаточно того, что монстров много и оружие не заклинивает. И даже самые прожженные скептики увлеченно следят за их компьютерной яростью - и только этим можно оправдывать подобные творения. Но, с другой стороны, никогда не соглашайтесь с аксиомами вроде: «Боевик на то и боевик, чтобы не задумываться о сюжете». Если бы подобные реки кетчупа не подвергали постоянной критике, кинематограф вообще бы не развивался. Сиди себе перед экраном и пережевывай фастфуд, пока марсианские чудовища пережевывают ни в чем не повинных людей. Самый недалекий комикс можно подать со вкусом. Не верите - пересмотрите «Пятый элемент» или «Город грехов». Оставьте чудовищ в покое Фильм в который раз доказывает, что настоящим крепким фундаментом для этого жанра (я имею в виду именно бесконечные гонки по футуристическим коридорам и беспорядочную стрельбу по злобным антигуманным монстрам) были и остаются «Чужие». По сути, всем их последователям остается только сменить лейтенанта Элен Рипли на идентичный персонаж, дать ему в руки автоматическое оружие будущего и натравить на каких-нибудь нелюдей. Все. Готов очередной «самый обсуждаемый фильм года», детям до n-цати просмотр запрещен. То ли рамки у фантастических боевиков такие жесткие, то ли умственная лень всему виной - только единственной изюминкой бродилок-стрелялок чаще всего является завораживающее изобилие ляпов, очевидных даже для детей, которые посмотрят это кино невзирая на все запреты. Навскидку: десантники, отправляющиеся на Марс, зачем-то зовутся морскими пехотинцами. Путешествуют в бездонном и пустынном космосе, воюют в полуразрушенной лаборатории, а поди ты - моряки. Не хватает только просоленных тельняшек, абордажных сабель и деревянных ног. И таким примерам имя - легион. Объясните: если глупости и ошибки замечают зрители, куда смотрят создатели? В смету, по всей видимости. Главное, чтобы баланс сошелся, а там хоть потоп, хоть эпидемия и даже нашествие космических монстров - все на пользу. И вот уже режиссер Бартковяк катается по Европе, присутствует на премьерах, становясь таким образом неотъемлемой частью рекламы собственного детища. А детище, надо сказать, не то что бы без глазу при стольких-то няньках, а вообще очень сильно смахивает на марсианское чудовище. Но не существует в мире односторонних медалей. Не то чтобы подобное творчество необходимо обществу, нет - общество прекрасно обошлось бы и без него. Но скучно жить без бесполезных безделушек и если смотреть только высокоинтеллектуальное кино, мигом захочется наложить на себя руки. Зритель - как другое измерение, дает право на жизнь не только прекрасному и безобидному цветку, но и отвратительным монстрам с садистскими наклонностями. С точки зрения морали, лучше пусть стреляют в абсолютно угрожающих чужеродных существ, нежели кромсают себе подобных. Да и кому никогда не хотелось стать космическим морпехом, за плечами которого жизнь на планете? Только тем, кто не любит кино.

Возрастная категория материалов: 18+