Самые лестные отклики звучат простодушно искренне: «А мы ваш последний спектакль три раза посмотрели!» Здесь избавляются от негатива Перекличка литературной классики с современностью породила богатый репертуар, сложенный из десятков самобытных спектаклей. Подробную летопись о них сохранил местный краеведческий музей: дипломы, грамоты, афиши... Почетное звание народного в 1977 году принесла постановка по пьесе А. Корнейчука «Платон Кречет». С тех пор авторитет самобытного островка культуры незыблем. Артистам приятно, когда искушенные шимановские театралы, тронутые очередной постановкой, берутся перечитывать Чехова, Островского, Шукшина: - Выбрать подходящую пьесу - задача непростая, - признается главный вдохновитель народного театра режиссер Людмила Драчук. - Кстати, я сразу ощущаю атмосферу будущего спектакля. Однако возможности труппы позволяют ставить далеко не все. У нас маловато мужчин - появляются и пропадают. Театр подружил работников культуры и людей, казалось бы, не имеющих никакого отношения к искусству. Основная профессия не мешает им перевоплощаться - находить в себе клеточку будущего персонажа и выращивать клон. В основном составе не меньше десяти артистов от 15 до 60 лет. Разный возраст только оживляет постановки. Так случилось и в юбилейном спектакле по пьесе Юрия Каменецкого и Эжена Щедрина «707, или Воскресенье в пятницу». В основу пьесы легли подлинные события, произошедшие в одном из детских домов в Подмосковье в 1986 году. В свое время они шокировали читателей центральной прессы. Тем не менее жестокость к осиротевшей детдомовской детворе не изжита, пьеса остается востребованной. - В каждом спектакле мы стремимся к предельной остроте, вызываем сопереживание зрителя, передаем ужас творимого сегодня беспредела, - уточняет Людмила Ивановна. Образы персонажей шимановские артисты оттачивали в течение полугода, репетировали по четыре-пять часов несколько раз в неделю, и, представьте, находили время! Сложный характер шантажиста, запутавшегося в поисках правды жизни, удался старожилу театра Сергею Ковалеву. К слову, его повседневную жизнь обычного сторожа театр наполняет розовой романтикой и настоящим экстримом: - Люблю играть в спектаклях авантюрных, с «закрученными» сюжетами, при этом мне близка лирическая трогательная поэзия. Самодеятельностью увлекаюсь со школьной скамьи: это отдых для души. Я прирос к театру, уйти из него нельзя. Аплодисменты, восхищенные отклики и новые знакомства меняют представление о самом себе. Самодеятельный театр многим помог не только заглянуть глубже в душу, что-то переосмыслить, но и семейные отношения укрепить. Например, заведующая постановочной частью Лариса Фурсова за свои пять артистических лет сумела увлечь искусством мужа с военной выправкой и командным голосом. Теперь супруги разыгрывают домашние шуточные сценки. - Со мной в театре произошло перерождение, ушли комплексы, появилась смелость, - замечает Лариса Анатольевна. - Не стесняюсь играть роль распутной и вульгарной алкоголички, которая едва стоит на ногах, ругается. Наоборот, я стараюсь понять свою героиню, нахожу в ней что-то заповедное, нерастраченное. А главное - через это осмысление избавляешься от негатива и находишь гармонию с собой и миром вокруг. Вместо мяса бумагу ели Стесняются здесь только новички. А бывалым не впервой толкнуть, обозвать, дернуть за волосы, забывая о том, что рядом коллега, а то и собственный начальник! - Если роль того требует, - широко улыбаются актеры, - никуда не денешься, ведь в театре формальные границы между людьми стираются, здесь все равны. Правда, порой на репетициях режиссер Людмила Драчук одергивает своих энергичных артистов. Замечено - здешние шутницы не упускают возможности обескуражить. «Зеленая молодежь» недоуменно переглядывалась, когда сама Людмила Ивановна на пару с авторитетной артисткой театра, человеком высокой культуры Валентиной Горевой, в гримерной вдруг заговорили на повышенных тонах: - После того, что натворила, ты еще пришла? На твоем месте я бы вообще со стыда сгорела! Оказалось, фанатично преданные театру, они столь неожиданно взялись репетировать диалог из будущего спектакля «Княжны» по пьесе Александра Мешарина. Артист Сергей Ковалев уверен, что поздравление с днем рождения, полученное им от веселого режиссера народного театра, достойно Книги рекордов Гиннесса. Людмила Драчук метко процитировала отрывки из спектаклей с участием виновника торжества и зачитала перед гостями нелестные выражения его далеко не белых и не пушистых персонажей. В одном из спектаклей герой Сергея выдал в адрес героини Людмилы Ивановны: «Ах ты курва старая!» Пользуясь случаем, она процитировала и свою роль: «Это я курва старая? Заткнись, козел!» Гости, конечно, опешили, зато Сергей был в восторге. - Когда ставили спектакль по творчеству Василия Шукшина, - вспоминает режиссер прошлых лет пенсионерка Альбина Курец, - один из героев, мальчишка, живущий на квартире у деда, должен был есть мясо. Только перед выходом актера оказалось, что мясо кто-то стащил и, конечно, слопал. Что делать? Творческий народ не растерялся - скомкали бумагу, выдали за съедобное. Но ведь ее пришлось натурально жевать и глотать. Вот они, настоящие муки творчества! Однажды директор детской школы искусств режиссер Татьяна Барышникова поставила спектакль по пьесе Валентина Распутина «Живи и помни», в котором одна из актрис заботливо приготовила реквизит - картошку и буханку хлеба. Зря она сделала это заранее: артисты отщипывали по чуть-чуть, кусочек за кусочком, пока не опомнились от гневного: «Как не стыдно!» На что и ответили дружным хохотом, потому что от вкусного реквизита остались крошки. Однако не только юмору, но и мужеству самодеятельных лицедеев позавидуешь. Во время выступления в областном центре одна из артисток по роли опрокинула на себя графин с водой и... не устояв на скользком полу, с грохотом растянулась прямо на сцене. Потрясенный зритель долго аплодировал, полагая, что так и задумано. О поломанной ключице узнали только коллеги-единомышленники. Самым интересным опытом оказалось создание детской театральной студии на базе школы N 3 «Мы играем в театр». Полная энергии ребятня сразу «заболела» творчеством: блистать на подмостках мечтают многие. Сценки, отрывки и целые спектакли ставили по пьесам знаменитых и местных писателей. - Нас в театр привлекла романтика и, конечно, желание славы, - говорят старшеклассники. - В школе ты - как все, а здесь тебя замечают, потому что театр помогает раскрыть себя. Благодаря сцене становишься увереннее в себе, расширяется круг общения. Но самое главное - постепенно приходит представление о высоком искусстве. Шимановские артисты трепетно относятся к своему театру, называют его вторым домом, любят здесь каждую пылинку и говорят: «Театр может прожить без каждого из нас, но мы без театра - не можем!»
В Шимановском театре играют одни романтики
Если вы заболели театром, не пытайтесь выздороветь. Это утверждение артистов народного самодеятельного театра Шимановска публика, признаться, разделяет. Иначе чем объяснить то, что за 30 лет волнующих свиданий со зрителем спектакли труппы полюбили школяры, студенты, военнослужащие? Каждая постановка становится настоящим событием здешней культурной жизни.
Фото: Архив
Амурская правда
от 13.04.2006
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии