Эта волна миграции азербай-джанцев, докатившаяся до берегов Амура, была не первой. В 70 - 80-е годы прошлого столетия сюда, на Дальний Восток, тоже ехали семьями, но по оргнабору переселенцев. И тех, и других в дорогу звало желание спокойно трудиться на наших просторах, растить детей, иметь свой дом. А что конкретно привлекло Рафаэля Салимова и Микаила Гамидова, сейчас сказать трудно. Полвека назад два друга решили именно в Благовещенске попытаться поступить в институт. Приехали из Красноярска, где служили, и в солдат-ской гимнастерке пошли сдавать экзамены. Поступили и стали учиться за тридевять земель от родного дома. А что? Тогда у миллионов людей был именно этот адрес - Советский Союз. Старались от всей души, и так, что теперь сами учат студентов в альма-матер. Рафаэль Маммедсалимович не только заведует кафедрой в ДальГАУ, он еще и член-корреспондент Международной академии аграрного образования. А его давний друг, тоже профессор и доктор наук, Микаил Гамид оглы не без гордости замечает: - Среди нас, амурских азербай-джанцев, четыре профессора и четыре кандидата наук. Ни у одной другой диаспоры, кавказской или среднеазиатской, нет ничего похожего! - Наверняка трудно было вам пробиваться в люди в чужой среде... Еще не успев закончить свой несколько провокационный вопрос, слышу категоричное «нет» Рафаэля Салимова: - Я за свои почти 70 лет не припомню ни одного такого случая. А мы ведь выросли вместе с Благовещенском: когда сюда приехали, в городе даже асфальта не было. Работали, учили других, учились сами. Надо себя вести так, чтобы не дать повода другим, независимо от их национальности, себя обидеть. Я недавно в больнице лежал, так столько друзей, знакомых из ДальГАУ справлялись о моем здоровье! Начиная от ректора и кончая студентами. Даже не ожидал. А Микаил Гамидов добавляет: - Если ты хочешь, чтобы тебя уважали, то должен работать в два раза больше, чем русские. Обидеть, ущемить в чем-то могут везде - хоть в Москве, хоть в Баку, но это уже не от национальности обидчика зависит, а от того, что внутри у него, какая душа. Знающим доктора ветеринарных наук Гамидова повезло. Отзывчив, умен, трудолюбив. Потому что навсегда запомнил слова ныне уже покойного профессора Алиева из Амурской медакадемии. Не раз говаривал Меджид Наджафович: «Каким себя покажешь, так и будут к тебе люди относиться». Потому ветеринара Гамидова в селах Тамбовского района, по его словам, как «Путина встречают»: селяне хорошо помнят этого доброго доктора Айболита, вылечившего не одну буренку. Памятен на доброту и сам профессор, выросший в далеком горном селении в Азербайджане. Там же похоронены его близкие. А сам он на каждый родительский день, что отмечают православные, едет на кладбище в соседнее село Тамбовка, чтобы почтить память своих русских родителей. Отца и мать Валерия Васильевича Бондаренко, с которым дружит еще со студенческих лет. «Братьями нас старики считали, - вздыхает Микаил Гамидов, сам уже давно поседевший. - Помогали мне чем могли. Семьей мне стали эти люди, самыми близкими. Такое не забывается». Судьбы азербайджанцев и русских, живущих на амурской земле, переплелись, как узор на богатом ковре. Да и может ли быть иначе, когда столько лет вместе работаешь, растишь детей, живешь одними интересами? Русские жены здесь не в диковинку, как и желание отца выдать дочь только за азербайджанца. Выходцев из Закавказья объединяет одно: тоска по родине. - Будь моя воля, я бы каждый год на два - три месяца ездил в Азербайджан. В Приамурье уже полвека живу и работаю, а на родину тянет, как весной птицу в полет. У нас такое красивое село в горах, а горы!.. - Гамидов умолкает и с чуть заметной грустью смотрит на профессора Салимова. Как тут не позавидовать другу! Он уже родных в Азербайджан отправил, домик купил на своей родине. Недавно его жена Валентина Михайловна звонила оттуда и рассказывала: мол, уже свою картошку молодую накопали, помидоры краснеть начали. Скоро Рафаэль Маммедсалимович в отпуск к ним поедет, а потом и совсем переберется. В родные места человек надумал вернуться. - Как же так? - допытываюсь я у своего давнего знакомого. - А ваша любимая микробиология? - Все рано или поздно заканчивается, - философски замечает он. - Надо умирать среди близких, на родной земле. А потом, увидев мое явно расстроенное лицо, добавляет: «Не волнуйтесь. Я не спешу. Надо еще работ пять написать, чтобы у меня ровно 90 научных трудов получилось. И монографию свою закончить. Я еще поработаю - должен! А тоска, она не помешает, напротив - стимулировать будет». Если кого из азербайджанцев тоска по родине не оставляет ни днем, ни ночью, так это его - Джахида Керимова. Не пройтись ему по знакомой с детства улице, не постучаться в родную калитку: нет ни улицы той, ни дома. Все разрушено. Помните про ту пятую часть территории Азербайджана, захваченную армянами вместе с Нагорным Карабахом? Вот там находится и Лачин, родной город Джахида, родина его предков. Что пережил этот человек тогда, что переживает сейчас - не описать никакими словами. Такие раны никогда не зарубцуются. - Считаю те события унижением каждого азербайджанца в отдельности, независимо от того, в какой стране он живет и какое социальное положение имеет. Разве можно простить изнасилование двухлетних детей?! Голос Джахида Керимова, его тревога (судя по всему, обоснованная), что злодеяния армянских нацистов останутся безнаказанными, как набат звучат на встречах земляков. Ведь многие знают о растерзанном азербайджанском селе Ходжалы лишь понаслышке: во времена Горбачева у советских СМИ был короткий поводок. О трагедии тысяч соплеменников, которую мировое сообщество не желает помнить, лачинец написал десятки стихотворений. И каких! Читаешь их, словно живое сердце в руках держишь - страдающее, тоскующее и мятежное одновременно. Вот подстрочный перевод одного из недавних сочинений предпринимателя Керимова, влюбленного в азербайджанскую литературу. Не могу понять - безумие ли это, судьба ли? На просторах жизни я обжегся. Подался в чужие края и замерз от тоски. А приближусь чуть - как огнем меня жжет. Все, что происходит в Азербайджане, все удачи и промахи молодой республики Джахид воспринимает как свои личные. Более того - как сыновьи. За 14-летнего сына Тебриза отец переживает очень сильно: как он там, приживется ли в новых условиях мальчишка, выросший в амурском селе Екатеринославка, не станет ли чужим среди своих? Керимову трудно, это понимают все - и русские, и азербайджанцы. Переживали за него, когда он искал родных в хаосе межнациональной войны. Радовались вместе с ним, когда на многострадальную землю Азербайджана пришел мир, правда очень хрупкий. А однажды товарищи по работе устроили ему необыкновенный праздник - пригласили Джахида на его собственный день рождения. Для него это было как чудо: никогда прежде он не отмечал этот день! Не до праздников было его бедным родителям, не принято это было в их городке. Ну родился человек, живет - мается - какой это праздник? А тут столько добрых лиц, сердечных слов, искренних пожеланий... Наверное, именно тогда Джахид почувствовал себя, может впервые в жизни, среди своих, и на какое-то мгновение отступила тоска по родным местам. Но сколько им еще мучиться в армянском плену! Какие они разные, мои знакомые, волею судеб ставшие гражданами России. Взрывной, не признающий никаких компромиссов самодеятельный поэт Джахид Керимов. Молчаливый, но очень наблюдательный микробиолог и знаток пчелиных тайн Рафаэль Салимов. Обретший в Приамурье вторую родину и верных друзей профессор Микаил Гамидов. Хорошо разбирающийся в истории азербайджано-российских отношений Мохубат Шахваладов. Педагог по образованию, он вынужден заниматься предпринимательством. Его коллега интеллигентный Магомед Аскеров мечтает о том, чтобы хоть через полвека забылось это выражение «лицо кавказской национальности». Но тут же сам себя поправляет: «Пока в стране будет социальная напряженность, будет и это унизительное прозвище. Надо же на кого-то свалить вину за плохую жизнь». Всем им и еще трем с лишнимтысячам азербайджанцев, живущих в Амурской области, конечно же, небезразлична ситуация на родине. Каждая поездка в Азербай-джан - как глоток свежего воздуха, которым потом делишься с друзьями. Расспросов, впечатлений хватает не на одну встречу: «Мы живем здесь, но дышим Азербайджаном». Они рады каждому вновь прибывшему из родных мест, независимо от национальности. Потому что в каждом земляке - частица их далекой родины. Помню, как радовался Джахид Керимов приезду в Благовещенск бакинца Марка Пейзеля, проработавшего недолгое время корреспондентом в «Амурской правде». Как он узнал об этом, живя в Екатеринославке? Очень просто - прочел в нашей газете статьи Марка Исаевича о великом поэте Низами и понял: тоскует незнакомый ему человек без родины, имя которой - Азербайджан. Недолги были эти встречи со знатоком азербайджанской культуры, который дружил с Анаром и братьями Ибрагимбековыми, Микаилом Таривердиевым и Эльчином, но как много они дали начинающему поэту. И пусть родные Марка Исаевича не удивляются, что появляются иногда цветы на его могиле. Это благодарность учителю, который всегда жив в памяти ученика. Евреи, украинцы, татары, русские, когда-то жившие в Азербайджане, всегда желанные гости на Новруз байрамы. Потому что они были, есть и всегда будут их земляками. - Нас тут так мало. Нужно за каждого человека держаться, чтобы не чувствовать себя на чужбине, - говорит председатель Азербайджан-ского национально-культурного общества «Араз» Ильдрым Мамедов. Когда его, как представителя местной диаспоры, пригласили в Баку на Второй всемирный съезд азербайджанцев, гордость переполнила сердца соплеменников: «Родина нас помнит». Как проходил этот форум? Что говорили о захваченном Нагорном Карабахе? Намерены ли азербайджанцы, живущие в других странах, помогать молодой республике? На подобные вопросы делегат Амурской области отвечал не раз и вновь вспомнит все подробности съезда 28 мая, на традиционной встрече в честь образования Республики Азербайджан. И опять, знаю, будет жаркая дискуссия, на которой в очередной раз достанется и Ельцину, и Горбачеву, не пожелавшим положить конец межнациональной войне в Закавказье. Кто-то из азербайджанцев обязательно скажет: «Захват Нагорного Карабаха породил чеченскую войну» - и будет прав. А потом начнут спорить, с кем из закавказских республик лучше дружить России, и сойдутся во мнении, что их новой родине лучше заселять Дальний Восток выходцами из бывших союзных республик, а не китайцами: «Мы ведь не станем претендовать на российскую территорию». Я это слышала не раз и всегда в душе радовалась за своих земляков: им бы семью прокормить да о родителях, живущих вдалеке, позаботиться, а они о территориальной целостности России думают. Зачем? Ответ, конечно же, не на поверхности лежит, а в многовековой истории азербайджано-российских отношений, где происходили войны, но не национальные, а имперские. Все так и будет 28 мая, но Ильдрым Мамедов, как умелый организатор, обязательно повернет разговор в практическую плоскость. Его головная боль - сохранение не просто национальных традиций соплеменников, а национального самосознания. Оно немыслимо без знания родного языка, самобытности культуры, истории собственного народа. Взрослым это не надо объяснять, а детям? Как внушить им, что без книг Самеда Вургуна, Низами или Хагани, без сказок о национальном герое Бабеке они азербайджанцами будут лишь называться? Не о собственном потомстве беспокоится председатель национально-культурного общества Ильдрым Мамедов. Вместе с женой Вэфа-ханум он старается привить старшим сыновьям Турану и Нурлану уважение национальных обычаев, любовь к исторической родине. В этой семье перед сном даже... гимн Азербайджана поют. Отличная колыбельная для маленькой Эмины! - Но я не педагог, нет у меня времени заниматься с детьми. А тут нужны систематические знания. Примерно так же рассуждали отцы других семейств, пока в Благовещенске не открыли воскресную школу для азербайджанцев. Под присмотром педагога с высшим образованием Вэфы Магеррамовой дети от 7 до 16 лет изучают родной язык и литературу. И так они преуспели в своем старании, что уже диктанты без ошибок пишут. Интересно! И родители не нарадуются. Ильдрым Орудж оглы - редкой души человек. В нем удивительно легко и удачно сочетается, казалось бы, несовместимое - доброта и предприимчивость. Именно он взял на себя большинство расходов, связанных с деятельностью общества «Араз». Но не потому, что возглавляет эту областную общественную организацию - по-другому, не помогая людям, этот человек жить не может. Бесплатное обучение в воскресной школе, обеспечение ребят всеми необходимыми учебниками, благотворительная помощь областному детскому дому, финансовая поддержка нуждающихся семей - вот далеко не полный перечень добрых дел активистов национально-культурного общества «Араз». А еще они не раз организовывали массовые гулянья на Новруз байрамы, ходатайствовали, чтобы выделили на кладбище отдельный участок для мусульман, налаживают контакты с азербайджанскими диаспорами в Бурятии, Хабаровском крае. И все у них ладно получается. Недаром говорится, что Аллаху угодно не только доброе дело, а даже мысль о добром деле. Благовещенск, Тында, Белогорск, Тамбовский, Михайловский районы - места компактного проживания азербайджанцев. Одни трудятся в крестьянско-фермерских хозяйствах, другие лечат, занимаются наукой, третьи служат в милиции, армии. Немало азербай-джанцев имеют свой бизнес, как Наджаф Алиев, руководитель группы компаний «Здоровье» с сетью аптек, или Салам Эминов, директор крупного магазина «Благовещенск». А это солидные налоговые отчисления, не одна тысяча рабочих мест. Только у Эминова в фирме работают 115 амурчан. Лилии, тюльпаны, нарциссы, хризантемы - что только не растет в теплице на Моховой Пади у этого предпринимателя! Но славится магазин «Благовещенск» не столько этим ароматным товаром, сколько изысканными деликатесами и сладостями, привезенными прямо из Азербай-джана. Замечу, эта «вкусная весточка» с родных мест расходится с лету. Полюбились натуральные соки, варенья из южных плодов, фрукты, национальные сыры и местным покупателям. 3213 азербайджанцев живут в Приамурье, согласно последней переписи. И тринадцать из них родные и близкие Алмаза Гасанова, доцента технологического института ДальГАУ. Набожными братьев Гасановых никак не назовешь. Слишком непросто прокормить в наше время семью, дать детям достойное воспитание и образование, чтобы по пять раз на день совершать намаз. Тем не менее Алмаз Аляса оглы и его единомышленники из областной общественной организации «Иман» считают, что в Благовещенске мечеть нужно построить. Но не только ради того, чтобы восстановить историческую справедливость: век назад мечеть была в районе улиц Амурской - Пионерской. Важно другое. - Если человек интересуется религией, ему надо дать эту возможность. Пусть молится, - объясняет Алмаз Гасанов, - ведь ислам никогда не был воинствующей религией, а азербайджанцы - религиозными фанатиками. В этом мы схожи с русскими. Всевышний должен быть в душе! И тогда ты будешь творить добро, а не зло, независимо от того, какую веру исповедуешь. Построить мечеть трудно, но выполнимо, если взяться всем миром. Гасанов уверен: так и будет. Не откажутся и амурские предприниматели - азербайджанцы же помогали в строительстве православного кафедрального собора в Благовещенске. Одним божьим домом будет в городе больше - разве это плохо? В тот день мы говорили долго. Беседа об истоках религии, толерантности переплеталась с разговором на житейские темы - такова жизнь. Пора кандидату сельхознаук задуматься о докторской диссертации, тема которой очень «заземленная». Алмаз Исаевич, как зовут его студенты, давно интересуется связью между землей, кормами и качеством молочных продуктов, то есть появлением токсичных элементов в человеческом организме. А еще надо помогать братьям, растить собственных детей, объяснять им, как держаться в ситуации, когда в тебе видят лишь нерусского. Чего греха таить, случается и такое: жизнь - сложная штука. Какими вырастут его Эмина и Мехти - сказать трудно. Но наверняка достойными людьми, как их отец и мать. Потому что в их доме на почетном месте хранится коран, подаренный Хаджиакифом Агаевым, заместителем председателя Управления мусульман Кавказа, шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде. Потому что в их памяти всегда будут звучать эти строки великого азербайджанского поэта Самеда Вургуна. Так, как они звучат во мне, полуукраинке и полурусской, чьи родители, деды и прадеды жили в Азербайджане не один век. Ты дыханье мое, ты мой свет и вода! Пред тобой распахнулись мои города. Весь я твой, навсегда в сыновья тебе дан - Азербайджан, Азербайджан!
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии