Еженедельно из Москвы мы будем получать бандероли с книжными новинками, которые выберут для нас эксперты главной книжной газеты. Наша задача - рассказать о них амурским читателям. «Чернобыльская молитва»: философия трагедии Мы думали, что Чернобыль остался в прошлом. Спроси любого обывателя сегодня, что случилось 26 апреля 1986 года, и ответом будут удивленно вздернутые брови. А что случилось? Читая книгу публициста Светланы Алексиевич, понимаешь, как быстро мы все забываем. События двадцатилетней давности погребены под слоями памяти о первой и второй чеченских войнах, о гибели башен-близнецов в Нью-Йорке, об авиакатастрофах, о терактах. Но Чернобыль нельзя поставить в один ряд с этими трагедиями. О Чернобыле написано мало книг, замечает Светлана Алексиевич. «Чернобыльская молитва» интересна своим многоголосьем - она состоит из записанных журналистом монологов людей, объединенных словом Чернобыль. У каждого он свой. И выводы каждый сделал свои. Объединяет эти монологи одно - к трагедии никто не был готов. Ни белорусские крестьяне, вынужденные покидать свои хаты в деревнях, оказавшихся в зоне заражения. Ни председатели колхозов, с которых никто не снял план по молоку и мясу. Ни партийные функционеры, от которых Минск требовал предотвратить панику среди населения, а то «вражеские голоса» и так развязали истерию. Ни сами ученые-ядерщики, которых никто не хотел слышать - ведь радиация не видна. Алексиевич кропотливо и дотошно выслушивает людей, делит с ними трапезу из «загрязненных» продуктов - ведь они это едят каждый день. Для нее каждый желающий выговориться - это человек-сигнал. Он оставляет свое послание в будущее. И все эти люди уверены: может, через 30 лет, может, через 50, но кто-то должен ответить за эту трагедию. «Самая большая подводная лодка в мире»: мы в ней живем В городок на берегу Атлантического океана привозят гигантскую субмарину «Саратов», чтобы разобрать на металлолом. Одни - видят в ней источник прибыли, другие - музей, третьи - фаллический символ, четвертые - могучее плененное животное. Вокруг корабля развивается сюжет романа бельгийского писателя Андре-Марселя Адамека. Герои со своими трагедиями и страстями облепляют ее, как ракушки дно морского судна. Жанр произведения близок мистическому реализму - через строчку возникает ощущение, что грубая материя и обычные события в провинции пропитаны чем-то потусторонним. Грязь портового городка, безысходное пьянство местных мужчин, скрежет разрезаемого металла, секс на несвежих простынях - это правда жизни. Особый смысл ей придают беспочвенные вспышки надежды и их затухание, вечно пасмурное небо и ливни, отсутствующие запахи, контрастирующие с терпкими ароматами того, что пахнуть не должно. Автор использует почти маркесовские по красоте образы. Мастерство Адамека сказывается в использовании традиций - книга нафарширована аллюзиями. В мокнущей под дождем на берегу моря Ким видится гриновская Ассоль, Макс с эстетством набоковского Лужина двигает по шахматной доске фигуры. Финал книги можно расценить как хеппи-энд, однако это счастье такого же плана, как в романе «Над кукушкиным гнездом» Кизи или «Невидимках» Паланика. «Планка»: мудрость прячется в мелочах Имя Евгения Гришковца давно перестало быть секретом для читателя, меломана и театрала. Это универсальный солдат на полях культурологических боев - он пишет рассказы, пьесы, играет в своих постановках, является автором песен и телеведущим. Недавно в свет вышел очередной сборник рассказов Гришковца «Планка». Как всегда, Гришковец наблюдательный, чуткий и при этом очень простой в изложении. Его герои говорят, «как в жизни», иногда долго подбирая правильное слово, или сгоряча нецензурно ругаясь. В «Планке» шесть небольших произведений о жизни таких же, как и мы, людей, а значит, о нас самих. Найденный кошелек с деньгами - это повод задуматься: «тварь ли я дрожащая или право имею?» Затупившиеся бритвенные лезвия неожиданно напоминают о том, что возможность побыть счастливым человек склонен откладывать на потом. А мудрость бытия заключается в умении вовремя махнуть рукой на мелочи.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии