Но стоит приглядеться повнимательнее, и мы поймем, что это слово загадочное и бездонное, наполненное множеством значений, подчас откровенно противоречащих друг другу. Многие удивятся, что у этого слова вообще нет определения. Более того, кроме приблизительного и расплывчатого смысла (народ как население; как совокупность людей, проживающих на одной территории), словари ничего нам не сообщают. Есть идеологии, которые вообще отказывают понятию «народ» вправе на существование. Марксизм утверждал, что народа как такового не существует, а есть классы. Они-то и имеют значение. Либерализм со своей стороны также настаивает, что народа как цельного понятия нет. Есть отдельные индивидуумы, простая сумма которых и называется народом. То есть здесь получается, что народ - это то же самое, что люди, совокупность людей. Даже «демократы», которые получили свое название от греческого слова «демос», т. е. дословно «народ», и те путаются в определении народа, разбивая его на отдельные группы и претендуя на защиту различных меньшинств. Современные «демократы» саму демократию выводят из принципа защиты меньшинств. Сам же «народ» как большинство в их глазах есть нечто подозрительное и чреватое тоталитаризмом. Это значит, что мы не можем даже думать о народе вне политических и идеологических установок. Если же мы все же хотим настоять на своем и пытаемся осмыслить, что такое народ, в частности, что такое русский народ, то мы должны совершить над собой усилие и разобраться в этом. Современные идеологии в большинстве своем не знают категории «народ», но исторически «народ» был важнейшей реальностью, определявшей историю, политику и культуру. Немецкий философ Гердер сказал о народе поэтическую фразу: «Народы - это мысли Бога». Народ живет через свой язык, через свою веру, через свою культуру, через свою государственность, через свои исторические поступки, через типичную внешность, передаваемую из поколения в поколение. Но все по отдельности еще не составляет народа. Народ - это в конечном итоге одно цельное существо, соборная личность, обладающая вместе с тем качествами, далеко превосходящими индивидуальность. Народ бессмертен и бесконечен, потому что он был до того, как появляется конкретный его представитель, отдельный человек, и будет после того, как этот человек умрет. В народе воплощается для нас нечто абсолютное. Ведь именно народ дает нам и нашу веру, и язык, на котором мы говорим, и внешность, и культуру, и жесты, и юмор. Народ порождает ценностную систему, которая делает каждого из нас тем, кто он есть. Человек немыслим без народа, без принадлежности к нему. Когда сегодня сторонники глобализма говорят о том, что настало время всеобщего смешения в мировом масштабе, они забывают, что это вавилонское смешение говорит на английском языке, заимствует экономическую и политическую модель вполне конкретной англосаксонской культуры. Конечно, народ развивается, меняется с течением веков, сходится и расходится с другими народами. Но это не какая-то механическая единая модель, а тончайший и духовно осмысленный путь - как в жизни отдельных людей сливаются семьи и рода, люди из одной фамилии перемещаются в новые области и создают новые семьи. Но за всем этим стоит свободная воля личности. Наш народ всегда осознавал свое единство и свое предназначение. Чувство принадлежности к единому русскому целому пронизывало многие поколения наших людей, составляло смысл исторического бытия. Русские толковали смысл своего бытия в истории как исполнение миссии, которая вверена только нам. Но должна коснуться всех остальных. Мы утверждали наше народное соборное «я» не в противоречии с соседними народами, не в покорении иноплеменных, но в осознании вселенской ответственности за судьбы мира. Народ - нечто противоположное массе. Народ - это целостность, которую можно ощущать и в одиночестве, не обязательно видеть других. На заре русской истории - по меньшей мере описанной и зафиксированной - мы видим единство народа и государства, их синтез. Народ, перерастая внутренние пределы, возмечтал о царстве своем и породил его из себя. И жил этим государством, и лелеял его, и берег его для своей великой души. Но, породив царство, русские как бы раздвоились, народный дух смотрелся в это зеркало, менял ракурсы взгляда, в сердцах разбивал его, чтобы снова воссоздать. Это история любви и ненависти, сближения и удаления, череды сокрытий и откровений... Отношение русских к государству двойственно: мы нежны к нему и жестоки одновременно, как и оно к нам, потому что это наш образ, наша тень, проекция наших страхов и вместилище наших надежд. Государство - это свободный двойник народа, его отражение, получившее призрак независимости. Как «дьявол есть обезьяна Бога», так «государство есть обезьяна народа». Там все узнаваемо, но все искажено. Сегодня мы, как народ, снова на перепутье. В какой раз. И снова мир, окружающий нас, полон угроз. На сей раз это не только враги и конкуренты, импортированные идеологии, принуждающие смотреть нас на самих себя и окружающий нас мир чужими глазами, но и огромная историческая усталость, навалившаяся на наши плечи. Ведь за каждый шаг по истории мы платили огромную цену. Легко понять, что тысячелетний путь принес много разочарований, утомил тело и душу. Но сегодня, как всегда в трудные времена, у нас нет иного выхода, кроме как искать вдохновения, жизни и смысла в нас самих, в нашем духе, в нашей изнуренной трудами, но осветленной отеческой верой национальной плоти. Мы не масса, мы не класс, мы даже не государство - мы народ, и именно это наш первый и последний ответ самим себе и всем остальным. Вне народа нет бытия. И если мы снова хотим быть - не выжить, не существовать, а именно быть, - мы должны вернуться к нашему «я», примириться с ним, заново открыть его в себе. И даже если очистительный потоп неизбежен, мы должны твердо знать, что «после потопа мы».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии