На самом деле в районе Свободного два железнодорожных моста: по одному поезда идут в западном направлении, по другому - в восточном. Первый построен еще в царские времена, его сейчас и реконструируют. Второй - во времена Сталина. «Царский», нечетный мост, сдали весной 1914 года, за несколько месяцев до начала Первой мировой войны. Комиссия проверяла сооружение на прочность, загоняя на него заправленные водой и углем паровозы - столько, сколько могло уместиться. Так началась рабочая история моста - с тех пор он ни разу не подводил железнодорожников. Интересно, что первый поезд из Благовещенска в Санкт-Петербург отбыл из столицы Приамурья еще до завершения строительства моста - в декабре 1913 года. Семь вагонов с продовольствием довели до замерзшей реки по рельсам и перетащили на другой берег лошадьми. Сейчас по нечетному мосту ежедневно проходит около 35 составов в сутки, средний вес каждого из них - около трех с половиной тысяч тонн. Для замены конструкции монтажникам понадобится три дня. Во время бескровной «операции» будет выделено окно, и поезда станут двигаться по соседнему мосту, расположенному в нескольких километрах к югу. Потому движение на Транссибе не прервется. Общая длина нечетного железнодорожного моста через Зею составляет 1198 метров, всего десять пролетов. Его реконструкция началась несколько лет назад - предыдущую ферму монтажники заменили в марте минувшего года. Монтировать нынешнюю, 127-метровую конструкцию, начали в мае. Сейчас на объекте трудятся почти 100 рабочих компании «Мост-Восток». Используя специально сконструированные баржи и гидравлические домкраты, монтажники «снимут» старую ферму массой почти тысячу тонн, а на ее место поставят «нулевую» 800-тонную. При монтаже пролета, стоимость которого достигает 750 миллионов рублей, подрядчик использовал ряд технических новшеств, а также облегченные конструкции. Если старый мост был клепаным, то новый соединяют болты. Чтобы предотвратить образование ржавчины, их опускают в специальный раствор. Вместо деревянных шпал на мосту будут новые бетонные. По словам пресс-секретаря Свободненского отделения Забайкальской железной дороги Игоря Тимошенко, после завершения всех работ скорость прохождения составов вырастет почти в два раза - примерно до 80 км/ч. Точную дату замены мостовики пока не наметили. По словам заместителя генерального директора по генподряду строительной компании «Мост-Восток» Александра Головачева, это связано с нестабильным уровнем воды в реке. Так что говорить о точных сроках монтажа еще рано. Как отметил в интервью «АП» Александр Федорович, капитальный ремонт моста полностью завершится в 2008 году.

Возрастная категория материалов: 18+