Реальная же история параплана полна легенд и загадок, однако все сходятся на том, что параплан появился в начале второй половины прошлого столетия. В шестидесятые годы на Западе сконструировали парашют-крыло, имевший в отличие от стандартного, круглого парашюта прямоугольную форму. Истории развития амурского парапланерного спорта всего пара лет - первый параплан в Приамурье появился чуть больше года назад. Его приобрел один из благовещенских дельтапланеристов - Виталий Горстков. Увидев тренировки парапланеристов-дальневосточников в селе Лазареве ЕАО, он загорелся идеей приобрести параплан. Спустя месяц Виталий стал пионером амурского параглайдинга. - После того как посмотрели на первый параплан, пощупали, попробовали, так сказать, на зубок, тоже захотелось обзавестись «крылом». Тут у меня как-то случайно появилась финансовая возможность, и я решил вместо машины купить параплан, - рассказывает Владимир Догодайло, неформальный лидер благовещенского общества парапланеристов. - К тому же домашние были не против, потому что спорить было бесполезно, - добавил он, подмигнув. Это и стало началом создания благовещенского содружества парапланеристов. Любопытно, что помог в распространении параглайдинга в Благовещенске Интернет. Единомышленников нашли на одном из интернет-форумов. Официально организация не зарегистрирована - здесь все держится скорее на дружеских отношениях, чем на формальных связях. Перспективой взмыть в небо интересуются многие, прогресс налицо. К августу прошлого года в Благовещенске было уже два купола и четверо любителей, осваивавших азы полетов на параплане. Сейчас в городе пять куполов разного класса -от наиболее простых и безопасных парапланов класса standard до параплана спортивного класса - competition, который требует от пилота активного пилотирования. Есть несколько любителей в Благовещенске и на просторах области - в Серышеве, Белогорске. Некоторые пока еще незнакомы с ребятами. Общая масса снаряжения парапланериста может достигать двадцати килограммов, а если учесть, что стартовать приходится с вершин не самых маленьких сопок, а добираться на гору пешком, то парапланерный спорт, кроме прочего, становится прекрасным средством для похудения. «За последний месяц почти семь килограммов сбросил», - признается, посмеиваясь, парапланерист Алексей, - «У нас так: пять минут - орел, полчаса - ишак». На ум сразу же приходит крылатое выражение про «любишь кататься». На сегодняшний день благовещенские парапланеристы освоили пять летных полигонов. Все они находятся на больших или маленьких сопках. Три из них за турбазой «Снежинка», и две - на другом берегу Зеи - в районе села Грибского. - Летные места для парадромов мы ищем сами, частенько выезжая за город. Уже почти полностью исследовали гряду от Моховой Пади до Белогорья. В планах - изучить сопки в районе Новинки, - рассказывает Анатолий Русов, профессиональный пилот сверхлегких летательных аппаратов, посвятивший небу почти четверть века. Самая полезная информация для парапланеристов - прогноз погоды. Будут ли погодные условия, подходящие для полетов, зависит от множества факторов, но прежде всего - от направления и скорости ветра. Безопасная скорость ветра для начинающих пилотов - до шести метров в секунду. «Аз и буки» аэродинамики для парапланеристов - это динамик и термик. Динамик - это ветер определенной скорости, дующий в гору, который огибает ее профиль. Удерживаясь в этом потоке воздуха, параплан парит над склоном. Термик - поток нагретого солнцем воздуха, который, поднимаясь вверх, создает условия для набора высоты и полетов на дальность. Техника управления парапланом проста как рубль. В руках пилот держит две стропы - клеванты, а ногами давит на акселератор, своеобразную подножку, позволяющую несколько увеличивать скорость крыла. Вся соль в том, что нужно уметь ловить восходящие потоки воздуха - именно на них крыло и поднимается, порой достигая больших высот. - Учились летать мы сначала на парадроме, который находится за Грибским. Пригорок высотой 15 - 20 метров более или менее пригоден для обучения пилотов на парапланах и дельтапланах. Склон горки пологий и длинный, это позволяет новичкам избежать всевозможных травм в начальной стадии обучения, - рассказывает Владимир Догодайло. Парапланерный спорт относится к разряду опасных для жизни. Поэтому перед тем как воспарить к облакам, необходимо хорошо подумать и решиться на этот шаг, естественно, после грамотного обучения пилотированию. Пожалуй, главный барьер при вступлении в круг парапланеристов - денежный. Приобрести параплан можно либо через Интернет, либо по знакомству. Покупка самого недорогого пристойного «крыла» обойдется как минимум в 17 тысяч рублей. Согласитесь, сумма хоть и немаленькая, но отнюдь не неподъемная. Стоимость же нового параплана варьирует от 1400 до 3000 долларов. Впрочем, экономить на собственной безопасности все-таки не стоит, уверены парапланеристы. При этом совершенно не значит, что, покупая параплан с рук, вы получаете хлам, который годен лишь на пошив кайтов. Зачастую пилоты вырастают из своего крыла и приобретают более совершенную по летным качествам модель. В экипировку парапланериста, помимо крыла, входят подвеска, чем-то напоминающая специальное автомобильное кресло для ребенка, каска, защищающая голову, запасной парашют на случай возникновения экстремальной ситуации и удобная обувь, фиксирующая голенище. Из приборов - вариометр, позволяющий определить наличие термических потоков и GPS-навигатор. На западе России, где параглайдинг развит лучше, чем в Приамурье, он приносит стабильный доход. Владельцы спортивных школ берут плату за обучение и полеты. У нас же этот спорт находится в начальной стадии развития. Амурские парапланеристы уверены, что если общее число летающих на «крыле» людей достигнет хотя бы двух десятков человек, это будет хорошим показателем. Кроме пилотов-парапланеристов, полетами в Приамурье занимаются дельтапланеристы, мотодельтапланеристы, а также летают на параплане с мотором. По мнению многих, парапланеристы - сплошь олигархи. Отнюдь нет - в Приамурье на «крыле» летают компьютерщики, охранники, авиаторы, работники сферы развлечений - люди со средними доходами. В неформальном сообществе парапланеристов пока немного традиций. Так, новичок, впервые взмывший в небо, угощает всех тортом, и, уезжая с парадрома домой, они увозят с собой весь мусор. Тем же, кто хочет пополнить ряды парапланеристов, предстоит пройти своеобразный обряд инициации - очистить склон от сухих веток. - Честно говоря, когда ехал впервые попробовать взлететь на параплане, был настроен довольно скептически, - рассказывает Юрий, пополнивший накануне ряды пилотов - А оказалось, довольно прикольно - бонусов гораздо больше, чем минусов. Для справки: Параплан - летательный аппарат сверхлегкой авиации. Его предком является парашют, который плавно трансформировался в гибкое крыло удлиненной формы, позволяющее пилоту планировать в воздухе часами, пролетая десятки, а то и сотни километров на высотах до 4,5 км и развивать скорость до 60 км/ч. Принципиальное отличие параплана от парашюта состоит в том, что первый предназначен для полета с земли, а второй - прежде всего для спасения человека на больших высотах.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии