Автор первой - личность, оставившая яркий след в истории начала прошлого века. Вторую написал наш современник, 25-летний прозаик, только начинающий свой литературный путь. Общее же у них то, что оба активны не столько в литературе, сколько в истории и общественной деятельности. А во-вторых, обе книги - попытка высказать боль о далекой от идеала России. «Старая армия. Офицеры»: военная среда под микроскопом В книгу включены не издававшиеся ранее мемуары и рассказы белого генерала Антона Деникина. «Старая армия» - беспощадный анализ ситуации в российских вооруженных силах накануне первой мировой войны и сразу после нее. Военачальник, оказавшийся в эмиграции, словно пытается понять - почему в России стал возможен 1917-й год? Что позволило развернуться русской трагедии во всю мощь? И находит ответ: полуторамиллионная военная среда, которой в то время мало интересовались общество и власти, раскололась. Армия перестала соответствовать своему великому и высокому назначению защитника Отечества. Пожилой Деникин, живя вдалеке от Родины, скрупулезно анализирует причины, приведшие к падению русской армии. Во-первых, по его мнению, управление и командование армией не соответствовало своим высоким целям. Перед нами проходит целая галерея русских военачальников, с которыми довелось служить Деникину за более чем тридцатилетний срок, так сказать, без парадных мундиров. Но описываемые мемуаристом свойственные военачальникам лень, подхалимство, присвоение интеллектуальных заслуг младших по званию на сегодняшний взгляд кажутся невинными огрехами. И представить в рядах той армии «Пашумерседеса» и иных генералов-коррупционеров, сделавших себе состояния на чеченской войне, как-то не получается. Далее Деникин анализирует морально-нравственное состояние армии. Он на полном серьезе сообщает о дискуссии в среде офицеров на тему: начать ли обращаться к низшим чинам на «вы» или оставить обращение на «ты», как к сынам родным, хотя «сыны» по возрасту в батюшки годятся. Конечно, пишет генерал, когда в общественных местах висели объявления типа «Вход собакам и низшим чинам запрещен», это характеризовало положение солдат в Отечестве однозначно. И вчерашние юнкера протестовали -ведь они несли ответственность за солдат, между прочим, проливавших кровь за это самое Отечество. Сегодняшний случай с Андреем Сычевым в этот контекст тоже не вписывается никак. И вопрос о том, нравственней ли стала сегодняшняя армия по сравнению с той, столетней давности, предполагает самый неутешительный ответ. Образ автора, вырастающий из мемуаров, конечно же, не совпадает с тем злобным Антоном Деникиным, знакомым нам из школьных учебников истории и художественной литературы с идеологической составляющей. Автор, безусловно, умен, скрупулезен в деталях, беспощаден в оценках. И при этом наделен особым благородством побежденного - в мемуарах нет и намека на желание помахать кулаками после драки. В книгу, помимо воспоминаний, включены рассказы А. Деникина, написанные на основании реальных событий. Они более эмоциональны, как и полагается художественной литературе. Защитник, лишенный Отечества, снова и снова пытается воскресить на бумаге время великого перелома. Чтобы примириться с поражением, понять его причины, требуется особое мужество. Генералу его не занимать. «Как меня зовут?»: срывание масок в поисках лица Сергей Шаргунов известен как лидер молодежного отделения партии «Родина» и оппонент Ксении Собчак в вопросе «За кем пойдет молодежь?», как сын известного московского священника иерея Александра Шаргунова и журналист, ведущий авторские рубрики в газете «Завтра» и «Независимой газете». А еще - как успешный молодой писатель, работающий в манере неореализма, обладатель премии «Дебют» в номинации «Крупная проза» в 2001 году. У Шаргунова, судя по тому, что Яндекс на его фамилию отзывается нескончаемым списком ссылок, рассказывающих о его общественно-политических и даже местами хулиганских выходках, жизнь весьма бурная. Настолько, что ему, казалось бы, незачем писать прозу. Поле для самореализации у него и так неоглядное. Однако пишет. И пишет здорово. «Светленький упругий мальчик. Как ягода белой смородины». «Еще в избе ютились материнские родители. Имена - подкидыши из святцев. Нил - рыбак, влюбленный во все соленое, обучавший: «Стол - Божья ладонь»... Манефа - из глазниц болотные огоньки, прячущая деньги и лепешки, превращая в труху». Стиль рваный, язык образный временами до поэзии. Перечитываешь и восхищаешься - как сказано! «Как меня зовут?» - роман воспитания. Становление молодого человека, начатое от корней-дедов и кончая собственной женитьбой. И одновременно путь к себе сквозь свинцовые мерзости жизни. К себе и к Богу. Ребенок, выросший в православной семье, все равно умудрился сделать круг от вечных истин в сиюминутную грязь и - уже через любовь к девушке, выуженной из этой грязи, - опять же к вечным истинам. Но уже вдвоем с любимой. Поэтому «Как меня зовут?» оставляет впечатление светлое. Гадостей описано немерено, и с облегчением закончив книгу, подумала, что больше к ней не вернусь. Но открыла на следующий день в поисках цитаты для рецензии и снова увлеклась не на шутку. Юношеский цинизм и образное препарирование реальности, нравы политтусовки и «Норд-Ост», к которому занесла героя работа в СМИ, снисходительность к наделавшим глупостей предкам и мысли о смерти - все есть в этой книге. И боль за Отечество, которое шарахается из крайности в крайность и, угодив в очередную помойку, все же тщится разглядеть небо в алмазах.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии