По идее, сейчас взаимоотношения между заказчиком и исполнителем должны развиваться по принципу: от каждого по способности, каждому по труду. С момента вступления в силу нового нормативного акта минуло восемь месяцев, однако до сих пор и соискатели заказов, и власти признают: закон - что дышло... С начала года в управление антимонопольной службы Амурской области поступило около 50 жалоб от предпринимателей по поводу нарушений условий конкурсов и торгов. Понятно, что там, где все решает жюри, всегда находятся обиженные и оскорбленные. На самом деле результаты шокируют - из этой полусотни обращений только 3(!) признаны необоснованными, за абсолютным большинством остальных фактов усматриваются попытки подтасовать результаты и дать деньги тем, кто ближе сердцу. А иногда доходит до того, что добросовестный участник и победитель конкурса рискует попасть в самую настоящую кабалу к чиновникам, распределяющим деньги налогоплательщиков, то есть наши с вами кровные. Более того, вместо получения обещанной суммы предприниматели сами становятся должниками. Себе дороже Несмотря на очевидное преимущество нового закона перед старыми правовыми актами, соискатель государственного заказа рискует не только оставаться долгое время «на бобах», но еще и залезть в долги. 11 августа 2005 года департамент здравоохранения провел конкурс на поставку диагностических реципиентов для медицинских учреждений области. Право освоить два с половиной миллиона федеральных рублей досталось благовещенской фирме «Вира». Она заказала препараты в Германии у постоянных партнеров, и сразу после рождественских каникул груз пришел в Амурскую область. Реципиенты медики использовали, а победителям конкурса в итоге пришлось платить немецким фармацевтам из своего кармана. На сегодняшний день задолженность департамента здравоохранения перед «Вирой» составляет около полутора миллионов рублей. - Чехарда с заказами началась сразу после оглашения результатов конкурса, - вспоминает руководитель «Виры» Ольга Манакова. - Оказалось, что в департаменте еще не определились, какие именно препараты необходимо закупить. Мы уже хотели отказаться от своей победы в конкурсе и освоения предложенных денег, на что получили угрозу занесения в реестр недобросовестных исполнителей. Пути назад были отрезаны, и в итоге нам пришлось выполнить заказ департамента здравоохранения. Оплату мы ждем до сих пор. Чтобы не оказаться в крайне неудобном положении перед зарубежными партнерами, пришлось выкраивать требуемую сумму из собственных средств компании. По словам заместителя директора компании по правовым вопросам Светланы Зерниковой, взыскать задолженность с областных чиновников не удалось даже после постановления арбитражного суда Амурской области. Существуют диктофонные записи, где представители департамента сначала пытались доказать, что реципиенты были получены от «Виры» в рамках спонсорской помощи. Потом было решено, что лучше заплатить неустойку и несколько штрафов от 10000 до 20000 рублей за неисполнение решений суда и просрочку платежей (кстати, опять же деньги налогоплательщиков), чем рассчитаться сполна. Теперь предприниматели намерены судиться уже не с отдельным департаментом здравоохранения, а с самой администрацией Приамурья. В любом случае деньги возвращать придется, и справедливость восторжествует, но произойти это может как раз под занавес финансового года (крайний срок возврата долгов). Получается, что компания-поставщик в надежде получить деньги на собственное развитие лишилась значительной суммы из своего оборота. Пейте, дети, молоко... Полгода назад «Амурская правда» писала о злоключениях благовещенского молочного комбината, который на протяжении последних лет был постоянным поставщиком молочной продукции в детские сады. Дети пили кефир и ряженку и не подозревали, что молочная продукция станет разменной монетой в споре власть имущих с производителями. Конкурс на муниципальный заказ прошел в декабре прошлого года. К удивлению работников молкомбината, их предприятие даже не допустили к конкурсу на право поставок полезного продукта на детские столы. Конкурсная комиссия мэрии Благовещенска «обнаружила грехи» предприятия в виде неуплаченных налогов. Этого хватило, чтобы исключить кандидата из числа участников торгов. После оглашения результатов конкурса, в котором, как не трудно догадаться, победил конкурент, а именно Дальневосточная торговая компания, выяснилось, что у молочного комбината с налогами все в порядке. Сейчас трудно доказать, была ли это на самом деле попытка дать городские деньги «своим» или просто стечение обстоятельств и невнимательность конкурсной комиссии. Все точки над «i» расставил арбитражный суд, заседание которого состоялось 7 марта: конкурс был признан недействительным, и колесо распределения денег завертелось с новой силой. Снова заявки, снова борьба за муниципальные деньги. В решающий момент на поверхности появляется очередная «невнимательность» конкурсной комиссии. Молочному комбинату, который снова состязался с ДТК, на этот раз отказали по причине «несоответствия заявки». - Конкурс был проведен с грубейшими нарушениями, - рассказывает руководитель управления федеральной антимонопольной службы по Амурской области Татьяна Яковлева. - Представитель заказчика, а именно управления образования администрации Благовещенска, затруднялся ответить на большинство наших вопросов. В своих документах они указали, что необходима поставка пастеризованного молока в упаковке «тетра-пак». На наш взгляд, молочный комбинат предлагал дешевую и выгодную продукцию, причем указал более подробную информацию об упаковке. Именно последнее обстоятельство конкурсной комиссией было расценено как нарушение. Производители молочной продукции знают, что «тетра-пак» - понятие растяжимое и представляет не что иное, как наименование фирмы-производителя упаковки, под торговой маркой которой выпускается множество видов пакетов и коробок для пищевых продуктов. К «тетра-паку» относятся «тетра- брик», «тетра - топ», «тетра - рекс» и так далее. На свою голову молочный комбинат указал именно такие названия упаковок под молоко. Конкурсная комиссия мэрии оказалась далека от подобных тонкостей и заявку забраковала. Конкурсную комиссию обязали в срок до 3 августа (!) принять объективное решение по поставкам молока в детские сады Благовещенска. Прошел месяц, но на молочном комбинате никаких изменений в своей деятельности не почувствовали. Получается, что ни суд, ни антимонопольная служба для мэрии не указ. и что сегодня пьют наши дети, неизвестно. - Мы не собираемся сидеть сложа руки, - поделился с «АП» представитель руководства молочного комбината. - Будем дальше искать справедливость, обратимся в правоохранительные органы. Вот только пойдет ли это на пользу, когда финансовый год уже заканчивается и срок муниципального заказа истекает? В пору к новому конкурсу готовиться, но здесь, как говорится, уже дело принципа. «Размытые» конкурсы Согласно постановлению правительства номер 94 (одноименный документ) контроль за распределением федеральных денег возложен на федеральную антимонопольную службу. Антимонопольщики главным нарушением всех проводимых конкурсов на муниципальные и государственные заказы считают именно «размытость» требований к поставщику. По-прежнему встречаются факты, когда заказчик неохотно расстается с привычными исполнителями. - Раньше все эти вопросы решались органами власти и местного самоуправления самостоятельно, - делится Татьяна Яковлева. - Сами заключали договоры, в том числе и на обслуживание банковских счетов, и всех это устраивало. Понятно, что сегодня многие организации боятся потерять своих надежных поставщиков, ломать устоявшиеся связи, но это уже идет в разрез с антимонопольной политикой государства. Прошу отметить, что никто не говорит о средствах хозяйствующего субъекта, а именно о деньгах государства и муниципалитетов. И они должны быть доступны для всех участников рынка. На территории Приамурья одних только федеральных структур около 50, муниципальных - бессчетное множество. Каждая организация должна погрязнуть в конкурсах, и, по всей видимости, это обстоятельство заставляет многих руководителей проводить процедуру торгов только для галочки, не утруждая себя соблюдением юридических норм. В итоге получается настоящий правовой винегрет, в котором конкурс на один заказ может проводиться и перепроводиться. Для предпринимателей, которые ценят время, каждая новая заявка сопровождается колоссальными финансовыми потерями. Самое интересное, что приложить свои силы и побороться за бюджетные деньги в Приамурье возможности хоть отбавляй. Особенно во время подготовки к очередному сезону. Накануне первого сентября все бросились устанавливать в школах пожароохранную сигнализацию. По одному из северных муниципальных образований области на оборудование пяти школ было выделено 1 миллион 900 тысяч рублей. Сумма солидная для большинства фирм, занимающихся охранной деятельностью, а потому объяснима и острота конкурентной борьбы. В результате получилась жалоба на конкурсную комиссию, где участники сообщили, что так и не поняли, чего конкретно от них хотели. - В оценочной таблице должны указываться все характеристики, требуемые заказчиком, - продолжает рассказ глава амурского УФАС. - Цвет, объем, скрытая или нескрытая проводка, техническая документация, тип кнопок и так далее. Когда стали рассматривать жалобу, выяснилось, что характеристик никаких нет - просто пожароохранная сигнализация. Участники все профессионалы и представляют параметры собственных возможностей, а комиссия в первую очередь ориентируется на стоимость работ. Во время конкурсов это недопустимо. Цена может рассматриваться как главный аргумент лишь при котировке, а здесь должно оцениваться только качество. В результате может оказаться, что в проигрыше останется тот, кто предлагает наилучшую, но дорогостоящую работу, а победит недобросовестный поставщик, предлагающий более дешевые услуги. А потом мы смотрим, как горят наши школы. Еще пример из области требований пожарной безопасности: буквально неделю назад признана обоснованной жалоба участников конкурса на оборудование сигнализацией областного училища культуры. Свои проекты представили аж 13 участников. Потом выяснилось, что заказ должно было размещать само учебное заведение, а сделало это областное управление культуры. В конкурсной документации - полное отсутствие требуемых характеристик. На момент рассмотрения заявок был приглашен эксперт, что делать категорически запрещено. Рассматривает проекты не эксперт, а конкурсная комиссия. Привлечение специалистов возможно только на этапе подготовки к проведению самого конкурса и как раз только для того, чтобы сформулировать точные требования к выполнению заказа. Если раньше все документы претендентов перед проведением конкурса проверяли технические исполнители, которые указывали на неточности формулировок и опечатки, то теперь такой практики нет. Все заявки принимаются непосредственно от претендентов вплоть до начала конкурса, так что после вскрытия конвертов в конкурсном предложении участника и прилагаемых документах исправить ничего нельзя. В истории с управлением культуры оказалось, что целых 13 фирм зря потратили нервы, деньги (на проектную документацию) и, самое главное, драгоценное время. Любопытная деталь, на которую необходимо обратить внимание кандидатам на поставку различных видов продукции. Если указаны нереальные сроки поставки - значит победителя конкурсная комиссия определила еще до вскрытия конвертов. К примеру, на поставку дефицитных товаров из-за рубежа заказчик отводит всего три дня. Понятно, что еще несколько месяцев назад «придворному» предпринимателю был звонок с предложением сделать запас искомой продукции на складе. Потом остается только наблюдать, как остальные кандидаты отказываются от участия в конкурсе из-за невозможности быстро перевезти и растаможить товар. Нынешние жалобы только первый вал претензий по поводу недобросовестных конкурсов, считают специалисты антимонопольной службы. Реально 94-й федеральный закон еще только начинает работать. Государство долго разрабатывало сам механизм реализации документа. В прокуратуру направлено уже 12 материалов, по всем вынесены протесты. До реального уголовного преследования пока не доходило, но, судя по всему, обязательно дойдет. За каждой жалобой на проведение конкурсов стоят десятки руководителей и сотни работников, которые платят налоги, а значит, имеют полное право честно бороться за государственные и муниципальные деньги. Перед законом все равны, но в данном случае этот постулат можно понимать только так: «Оказаться в дураках может любой человек, решивший честно заработать». Журналисты «АП» намерены взять под свой контроль реализацию 94-го закона на территории Приамурья. Тем более что в ближайшем будущем газете предстоит на себе испытать все прелести конкурса на государственный заказ. - О подобных фактах «Амурская правда» уже писала и будет писать, - заявил генеральный директор ООО «Редакция газеты «Амурская правда» Николай Савин. - Приняв хороший в целом закон, законодатели должны были бы побеспокоиться о механизмах контроля за его надлежащим исполнением. Нам пока не доводилось участвовать в каких-либо конкурсах, но сейчас мы планируем это сделать. Что называется, испытаем на себе. Слышал, что факты протекционизма и прямой коррупции имеют место. С этим должны бороться компетентные органы. Но в нашем случае я лично знаю многих членов комиссии как исключительно порядочных людей, со многими вместе работал, и мне трудно заподозрить, что они могут поступить нечестно. Впрочем, не буду скрывать, некоторые факты уже настораживают. Например, отказ в своевременной выдаче документации под предлогом, что она пока не готова, в то время как конкурс объявлен. В общем, мы все расскажем нашим читателям по окончании конкурса и даже посвятим этому специальный материал, ведь тема эта очень животрепещущая.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии