К 1994 году, когда Нину Дьякову приняли в Союз писателей России, она имела довольно обширный ряд публикаций, выходящий за пределы нашего региона. Так, в 1993 году подборка ее стихов вышла в свет в журнале «Дальний Восток». На сегодняшний день у Нины выпущено шесть книг: «Неразрыв-трава», «Мои птицы пестрые», «Мятежная нежность», «Что у солнца на затылке», «Красоднев», «Казачий пост». В настоящее время она заведует литературно-драматической частью Амурского областного театра драмы.
Сегодня у Дьяковой юбилей. Прорываясь сквозь частокол телефонных звонков и каскада визитов с букетами в руках, пытаюсь взять интервью у радостной именинницы. Сегодня она особенно хороша: настроение приподнятое, на щеках румянец. Глядя на виновницу торжества, ни за что не скажешь, что она уже неоднократно бабушка. Неделю назад была дважды, а сейчас трижды. Ибо к юбилею сын Виталий преподнес сюрприз: неделю назад появился на свет внук Степка. Теперь, наверно, следует ожидать нового цикла стихов, посвященных детям. Первая подобная подборка воплощена в книгу «Что у солнца на затылке». Может быть, это самое замечательное сегодня, что делает Нина Дьякова — выпускает хорошую детскую литературу, без жестокости, насилия и зла.
— Что самой довелось читать в детстве, Нина Николаевна?
— Похвастаться обилием всевозможных фолиантов в селе Малиновка Бурейского района, где я тогда училась в восьмилетней школе, не могу. Но очень благодарна своей первой учительнице Фаине Устиновне, которая, мне кажется, зародила во мне любовь к поэзии и книгам вообще. На уроках внеклассного чтения мы читали совершенно разную литературу. От Михалкова до Пастернака. Подобный разброс в тематике характерен для меня и нынче. Дома приблизительно полторы тысячи книг на абсолютно разные темы. Не коллекционирую избранное или, как это часто бывает у так называемых «эстетов», по красивым корочкам. Зайду в книжный магазин, что понравится, то и беру.
— Наверное, был какой-то первоначальный толчок, чтобы самой взяться за перо.
— Думаю, что эта честь принадлежит моей бабушке Вере. Она сама волжанка, интересно так окала, когда песни пела над колыбелькой моего младшего брата Андрея. Мне было уже восемь лет, когда он родился, я внимательно прислушивалась к бабушкиным песням, протяжным, грустным или, наоборот, беспредельно веселым, с очень большим интересом воспринимала чтение стихов. Баба Вера была вполне грамотным человеком, закончила два класса церковно-приходской школы. Я, конечно, тогда не знала, кого именно читала бабушка, но потом у Кольцова я встречала те строфы и строки, которые она любила цитировать.
— Когда состоялась первая публикация? Что ты чувствовала при этом?
— Я мгновенно спрятала газету от глаз общественности. Мне почему-то было страшно стыдно за свои деяния. Считала, что поэзия — это особенный, недоступный обывателю вид литературы. Туда не каждый имеет право заглянуть. Стихи — ведь это что-то очень личное. В общем, кроме моего преподавателя русского языка и литературы Валентины Емельяновны, никто знать не знал о моей публикации. Тогда мне было 15 лет, но я хорошо помню то стихотворение.
На столе мое милое детство. / Мои игрушки: заяц, кукла. / Смотрю — не могу наглядеться. / Не верю, что скоро разлука. Мне жалко, что сказка кончилась, / Что тайн больше нет. Жаль, / Все тайны раскрыты. На кончиках / Моих ресниц — печаль.
Тогда я думала, что все тайны раскрыты, все сказки кончились. Сейчас думаю иначе.
— Твой самый интересный этап в творчестве. Когда он был?
— Интересное время — мое обучение в пединституте. Проходили литературные вечера. На них присутствовали такие замечательные педагоги, как Анна Ивановна Вайсман, Анатолий Васильевич Лосев, Нина Петровна Шенкевец. Самые добрые воспоминания связаны с литературным объединением, которое работало в редакции «Амурского комсомольца». Я начала посещать его с момента поступления в БГПИ, с 1973 года. Там встретила Бориса Машука, Марка Гофмана, Валеру Черкесова, Игоря Еремина. Уже маститые писатели и поэты, а вот приходили же на встречи с молодыми, помогали им найти верные ориентиры. А вообще самое интересное со мной случается сейчас. Раньше мне надо было доказывать, что я что-либо значу, что, извините, не верблюд. Сегодня доказала, что кое-что умею, что самодостаточная личность. Да, во многих спектаклях нашего театра звучат мои стихи (некоторые положены на музыку), да, мной написана пьеса «Река любви», создана авторская инсценировка «Дядюшкиного сна» по Достоевскому. Мне предложили вести экспериментальный литературный класс «Пегасик» в центре эстетического воспитания. Я получила нескрываемое удовольствие от занятий с одаренными детьми в течение последнего года.
— Чем занимаешься, когда выпадает свободное время?
— Вязанием. А также чтением.
— Что хотела бы пожелать начинающим авторам?
— Хорошо знать русский язык. Слишком часто, едва беру рукопись молодого автора, хватаюсь за карандаш и начинаю расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в словах.
— Что сегодня беспокоит больше всего?
— Будущее моих детей. Внукам будет еще тяжелей. Не все так хорошо, как это подает столичное телевидение. Вот об этом надо писать, об этом думать.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии