Протокол заседания комиссии составляли сообща, с помощью Елены Новопашиной, преподавателя Центра повышения квалификации в системе государственных и муниципальных закупок АмГУ. Как оказалось, преподаватель проводила деловую игру. Чуть ранее юристы, экономисты, бухгалтера государственных компаний и муниципальные служащие играли в аукцион (закупали для предприятия горюче-смазочные материалы) и в открытый конкурс - определяли поставщиков бумаги и офисной техники для виртуального муниципального учреждения. В магазине не купишь Играли взрослые люди отнюдь не из-за пристрастия к играм. Федеральный закон 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» поставил получателей бюджетных средств в весьма сложную ситуацию - теперь они не могут отправиться в ближайший магазин, чтобы купить несколько пачек бумаги, компьютер или новые стулья. Все покупки можно совершать только на основе определенных законом процедур. Технологиям их проведения и обучают бюджетников в АмГУ. Как рассказала корреспонденту «АП» заместитель директора по общим вопросам Театра актера и куклы Лидия Потемкина, в ближайшее время в связи с реконструкцией театру придется закупать мебель, аудио- и видеоаппаратуру, компьютеры, и если раньше все эти вопросы решались через управление культуры, то теперь запрос котировок цен придется осуществлять самим: - Для этого нужны специальные знания и навыки, поэтому мы здесь. С такими процедурами никогда раньше не сталкивались, очень интересно, руки чешутся попробовать самим. Хотя специалисты предостерегают, что есть очень много подводных камней - с законом надо дружить. В ДВВКУ конкурсов пока тоже не проводили. Но, по словам слушателя курсов, начальника юридической службы училища Виктора Мишенина, военные вузы не являются исключением в плане проведения торгов. Решать вопросы материально-технического снабжения теперь придется с учетом новых знаний. - По основным разделам федерального закона с нами были проведены деловые игры. А, как известно, лучший метод усвоения теоретического материала - практические занятия, - сказал по-военному четко Виктор Александрович. - Действовать пришлось и в качестве заказчика, и в качестве поставщика. К госсредствам — по конкурсу По словам Елены Новопашиной, вступивший в силу с начала этого года закон очень жестко регламентирует действия государственного заказчика. - Это связано с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию, - включается в разговор руководитель Центра Ольга Самокрутова. - Одно из требований ВТО - создание системы распределения бюджетных средств на конкурсной основе. Теперь муниципальные предприятия, иные получатели бюджетных средств - все, кто расходует федеральные деньги, средства областного или муниципального бюджета, обязаны их потратить через определенные процедуры. Законом предусмотрены четыре формы размещения государственного заказа: аукционная, конкурсная, запрос котировок цен и закупка у единственного поставщика. Четко прописаны сроки, необходимые документы, порядок извещения о торгах и их результатах. Этого, по словам Елены Сергеевны, не было в прежней нормативной базе. Как и существенных ограничений в квалификационных требованиях к поставщикам. - Если раньше заказчики могли предъявлять требования по опыту работы, квалификации кадров, наличию технической оснащенности (есть или нет необходимое оборудование), репутации, наконец, которую фирма имеет на рынке, - комментирует преподаватель, - то сейчас требование одно - соответствие законодательству РФ. Это подразумевает фактически три условия: наличие лицензии, отсутствие задолженностей перед госбюджетом, а также тот факт, что поставщик не является банкротом и не находится в стадии ликвидации. Причем подтверждать соответствие этим требованиям заказчик теперь должен сам - это новое требование, и оно, по мнению специалистов, весьма осложняет жизнь заказчика, поскольку потребовать у потенциального поставщика подтверждающие документы он не имеет права. В течение 10 дней, которые отведены в соответствии с законом на рассмотрение заявки, организатор конкурса обязан запросить налоговые и другие органы и получить подтверждение, что все претенденты на госпоставку не являются банкротами, не находятся в стадии ликвидации, не имеют задолженности по уплате налогов. Иначе говоря, детская больница, получив, например, 8 заявок от поставщиков медикаментов, должна обратиться в налоговые органы и выяснить, насколько претенденты соответствуют требованиям. Причем даже если поставщики - московские, срок остается тем же - таково требование законодателя. Главный критерий — цена - Закон поставил государственных заказчиков в весьма сложную ситуацию, - считает Ольга Гранитовна. - Поэтому мы рекомендуем предприятиям, в которых объем госзакупок достаточно велик, создавать специальные отделы или выделять специалиста. Нельзя сегодня вопросами государственных закупок заниматься помимо своей основной работы. Пока же на предприятиях экономистам, бухгалтерам, юристам, у которых и своих дел невпроворот, вменяют в обязанности проведение конкурсов и запросов котировок. Это порой порождает ошибки и, как следствие - жалобы поставщиков. Главным критерием при определении победителя конкурса является цена. Чем она меньше, тем лучше. Ведь организаторы заинтересованы в экономии бюджетных средств. Что же касается определения стартовой цены торгов или аукциона, от которой затем ведется торг на понижение, то здесь специалисты видят проблему. Оказывается, определить ее заказчику, читай - театру, больнице, вузу, отделу образования и т.д. - весьма сложно, ведь у них нет инструментов и возможностей для постоянного мониторинга рынка по той или иной группе товаров. В результате обращаются к тем же поставщикам, которые, как правило, реальную цену не показывают. - Запас по цене может составлять 30-40%, - поясняет Ольга Гранитовна, - это мировая практика. А хорошо бы, чтобы заказчик сам мог определить ориентировочную стоимость контракта. Для этого также необходима своеобразная специализация. «Черная метка» — нарушителю контракта С тревогой говорят преподаватели Центра и о проблеме квалификации поставщиков. Организаторы конкурсов уже сталкиваются с тем, что к ним приходят ненадежные и недобросовестные компании. А инструментов отсечь их на этапе конкурса практически нет. В результате победителями становятся фирмы-однодневки, предложившие минимальную цену. С такой компанией заключается контракт, она получает в виде аванса часть платежа и исчезает, не выполнив свои обязательства. Или другое проявление недобросовестности - поставщик объявлен победителем (он сам предложил минимальную сумму), а затем отказывается от заключения контракта. Для заказчика это - непредвиденные расходы денежных средств и времени. Тем более что не вовремя израсходованные деньги могут быть просто изъяты. Так что те, кому предстоит в самое ближайшее время проводить торги у себя на предприятии, сегодня озадачены и этой проблемой - как выявлять неблагонадежных поставщиков. Определенные надежды возлагают на специальный реестр, в котором будут зафиксированы такие компании и предприниматели. Но пока он в стадии организации, хотя, по словам Елены Новопашиной, скоро в нем может появиться первый недобросовестный поставщик. По крайней мере, сейчас в управлении госзакупок администрации области ведется проверка в отношении одной компании-поставщика. Факт занесения в этот реестр для предприятия является своеобразной «черной меткой» и лишает права участия в конкурсах на госпоставки в течение двух лет. Основания для занесения в этот список - отказ победителя от заключения контракта и недобросовестное его исполнение.